# #
+7 (495) 230-14-78 пн-пт 10:00 - 18:00

Многие родители сталкиваются с проблемой детских страхов. Маленькие дети боятся привидений, школьники — плохих оценок, а подростки быть отвергнутыми сверстниками.

Страхи могут быть разными, и большинство из них привязаны к возрасту ребенка. По мере взросления одни страхи исчезают, другие появляются. Это естественный процесс. При этом по своей природе детский страх может быть полезен, так как удерживает ребенка от необдуманных и опасных поступков. Однако если какой-то страх сохраняется в течение длительного времени и/или вызывает у ребенка сильное беспокойство, то это повод обратить на него более пристальное внимание. Иначе он может привести к повышенной тревожности и негативно повлиять на самооценку ребенка.

Детский страх — возрастной (специфический) страх, возникающий у ребенка. При этом дети могут бояться того, что не вызывает страха у взрослых. Выделяют два типа детских страхов — дневные и ночные. Последние проявляются в виде ночных кошмаров.

Выделяют несколько типов дневных страхов:

  • естественные (в их основе лежит инстинкт самосохранения). К ним относятся страх смерти, темноты, высоты, животных, стихийных бедствий, громких звуков, замкнутого пространства, боли;
  • социальные: страх одиночества, людей, наказания, опоздания, осуждения;
  • ситуативные. Возникают после травмирующей ситуации. Например, ребенок чуть не утонул, купаясь в озере, после чего появился страх воды;
  • личностные, в основе которых лежат индивидуальные особенности ребенка — застенчивость, тревожность, замкнутость;
  • воображаемые: страх перед сказочными или выдуманными существами, например, перед вампирами, призраками, Бабой Ягой и т.п.;
  • навязчивые (фобии), отличающиеся особой интенсивностью и непреодолимостью.

Чего боятся дети разных возрастов?

Одна из особенностей детских страхов заключается в том, что они имеют четко выраженный возрастной характер. Дети в пять и 10 лет могут чего-то бояться, но содержание этих страхов, как правило, будет различаться.

Внутриутробное развитие

Исследования показали, что сильную тревогу ребенок может испытывать еще в период внутриутробного развития, если беременная женщина находится в состоянии стресса. Свой страх он выражает интенсивными шевелениями и пинками.

Новорожденные

У младенца тревожное состояние возникает, если родители не удовлетворяют его физиологические потребности. Также он нуждается в тесном эмоциональном контакте с матерью. Уже до года у ребенка наблюдается страх разлуки с нею (либо заменяющим мать значимым взрослым). Также младенец может бояться посторонних людей и громких звуков.

От 1 до 3 лет

В этот период дети активно познают окружающий мир. Им все интересно, но при этом у них еще нет никаких опасений. Они появляются постепенно по мере осознания, что окружающая среда может причинять боль. Например, дотронувшись до горячего чайника и поняв, что можно обжечься, ребенок в следующий раз будет осторожнее. Страх боли в этом возрасте один из самых ярких, поэтому ребенка пугают походы к врачу, уколы и другие медицинские манипуляции.

Также в этом возрасте дети сталкиваются с первыми запретами со стороны родителей — с их строгостью, возможно, повышением голоса. Устанавливая правила, родители стремятся защитить детей от опасностей. Главное, в этот период не увлекаться гиперопекой. Повышенная тревожность и строгость со стороны взрослых приведет к тому, что ребенок будет расти как тревожная личность. И это будет способствовать не только появлению новых страхов, но и тому, что они будут негативно влиять на его дальнейшее развитие.

От 4 до 5 лет

В этот период у детей начинает развиваться абстрактное мышление, а следовательно, воображение и фантазия. Вслед за этим появляется страх перед вымышленными персонажами — из сказок и мультфильмов. Страх перед вымышленными персонажами напрямую связан с тревожными отношениями со взрослыми. Чем спокойнее обстановка в семье, тем спокойнее будет и ребенок.

В этом возрасте у ребенка может появиться и страх темноты. При этом в основе этого страха лежит боязнь остаться одному, даже если родители просто уходят в другую комнату. Ребенок лишается ощущения защищенности.

От 6 до 7 лет

Дети дошкольного возраста начинают бояться смерти, как своей, так и родителей. Достаточно сильными могут оставаться страхи одиночества, темноты и перед вымышленными существами.

От 8 до 11 лет

Ребенок идет в школу, и у него появляются новые — «школьные» — страхи: опоздания, неправильного ответа на уроке, плохих оценок и т.п. Психологи даже выделяют термин «школьная фобия» — навязчивый страх посещать школу.

Появлению «школьных» страхов способствует затянувшаяся адаптация к новой обстановке и роли. Родители также могут неосознанно способствовать развитию «школьной фобии», постоянно контролируя домашние задания ребенка и и высказывая сильное недовольство его оценками.

Помимо «школьных страхов» дети в этом возрасте боятся стихийных бедствий: ураганов, торнадо, землетрясений, а также привидений и мертвых.

От 11 до 16 лет

В подростковый период у детей происходит активное половое созревание. Поэтому многие начинают испытывать страх перед этой переменой и страх стать непривлекательными для противоположного пола. Также в этом возрасте своего пика достигает страх смерти. Дети боятся войны, тяжелой болезни, теракта.

«Социальные страхи» (неприятие коллективом, страх быть осмеянным, страх буллинга) также становятся все более ощутимыми. Страхи способствуют неуверенности подростка в себе, изоляции, повышенной тревожности и депрессивным мыслям.

Детские страхи разнообразны, причины их появления так же могут различаться. Рассмотрим их в следующей статье.

Больше статьей на Дзен

Похожие статьи

Как определить уровень эмоционального интеллекта у ребенка?
Как определить уровень эмоционального интеллекта у ребенка?
Продолжаем изучать тему эмоционального интеллекта. В статье рассмотрим, как он формируется у детей разного возраста и какие есть способы проверки EQ в домашних условиях.Эмоциональный интеллект с рождения и до 18 летВозраст до 3 лет. Ребенок с первых...
Восемь книг для чтения в лагере
Восемь книг для чтения в лагере
Многие лагеря придерживаются принципа “Без гаджетов”. И это правильный подход!Жизнь в насыщенном информационном пространстве требует периодического отдыха, когда дети получают возможность несколько дней провести без телефонов и Интернета. Подобный де...
Эмоциональный интеллект: как он влияет на жизнь ребенка?
Эмоциональный интеллект: как он влияет на жизнь ребенка?
Сегодня часто говорят об эмоциональном интеллекте: на эту тему написано множество статей, книг, проводятся тренинги и обучающие курсы. Этот термин упоминается в контексте самых разных сфер жизни: карьеры и бизнеса, саморазвития, коммуникации, психоло...

Подпишитесь и узнавайте первыми о наших самых горячих путёвках!