Буллинг — проблема, которая остается актуальной на протяжении многих лет. Последствия травли для детей и подростков могут быть катастрофическими: от психологических расстройств до суицидальных мыслей. Несмотря на то, что общество уже давно начало говорить об этой проблеме и предпринимать меры по ее решению, статистика показывает, что буллинг становится все более распространенным явлением среди школьников.
По данным ЮНИСЕФ, около 130 миллионов учеников в мире 13-15 лет сталкиваются с буллингом каждый день.
В статье мы рассмотрим понятие буллинга, его признаки, причины, алгоритмы действий родителей, детей и школы для его предотвращения.
Понятие буллинга
Буллинг — это форма агрессии и травли, систематическое и насильственное поведение в отношении одного или нескольких детей, которое причиняет им физическую и/или эмоциональную боль.
Участники буллинга:
- жертва — тот, над кем издеваются;
- агрессор — тот, кто издевается и его сторонники;
- наблюдатель — тот, кто не принимает ничью сторону и не вмешивается, а является свидетелем.
Основные виды буллинга:
- физический — конкретные физические действия: драки, удары, швыряние предметов в жертву, нанесение увечий и побоев;
- социальный — зачинщик и его сторонники используют изоляцию и игнор, искусственно создают условия замкнутости жертвы: не общаются с ней, устраивают бойкот;
- экономический — порча имущества жертвы, отнимание денег;
- психологический — эмоциональное давление через унижения, угрозы, насмешки, оскорбительные шутки, наведение страха, распространение слухов в коллективе;
- кибербуллинг — унижения, оскорбления, запугивание в социальных сетях, через email-почту и другие цифровые источники.
В сентябре 2024 г. ВЦИОМ провел исследование: опросил 1600 совершеннолетних жителей России и узнал, что каждый четвертый из них сам сталкивался с травлей в школе (25%), каждый пятый – что сталкивались его дети/внуки (19%).
Причины и признаки буллинга
Причины буллинга характеризуются с двух сторон. С одной, буллером может стать ребенок, который проходит сложный этап в жизни: над ним издеваются дома, его не замечают родители, низкая успеваемость в школе или есть такие негативные примеры поведения из повседневной жизни.
С другой — это жертва, которая выбирается агрессором по разным причинам, но у всех есть одно общее — неравенство. Например:
- расовым, когда ребенок-жертва другой национальности;
- внешним, когда ребёнок-жертва значительно отличается от других внешностью: слишком худой, толстый, рыжий, одевается не так как все, из бедной/богатой семьи, заикается и т.д.
- внутренним, когда ребенок-жертва слишком спокойный, застенчивый, не может за себя постоять.
Узнать, что ребенка булят бывает сложно. Первое: обычно травля происходит в скрытых формах, когда никто из взрослых этого не видит. Например, одноклассники поджидают жертву после школы, следят, чтобы он/она оставались одни в классе. Второе: часто между родителями и детьми нет доверительных отношений и ребенок просто боится и не готов признаться своим взрослым, что над ним систематически издеваются.
Понять, что ребенок попал в сложную ситуацию можно по изменениям в его поведении и внешним признакам:
- он больше не хочет ходить в школу, на кружок, секцию;
- кардинально изменилось поведение. Ребенок стал агрессивным, замкнутым, подавленным, скрытным, беспокойным, отдалился или наоборот неожиданно сблизился с родителями;
- упала успеваемость по учебе;
- снизилась концентрация внимания;
- ребенок часто жалуется на плохое самочувствие, головные боли, низкое качество сна;
- на теле заметны ссадины, синяки, их много и нет понятных причин для объяснения;
- часто портятся или теряются личные вещи;
- из дома стали исчезать деньги и дорогие предметы.
Что делать ребенку, если он оказался в такой ситуации?
Буллинг среди детей может иметь серьезные последствия для эмоционального и физического здоровья жертвы. Из-за того, что ребенок постоянно подвергается насилию, он испытывает большой стресс и страдания. А это приводит к снижению самооценки, он становится более замкнутым и одиноким. Хуже, когда жертва не просит помощи и защиты у окружающих: родителей, сверстников, учителей, преподавателей, специалистов в школе или другом образовательном заведении. Так он остается один на один с проблемой, не знает, как ее решить, его некому поддержать и самое страшное — это все вкупе может привести к суициду.
Поэтому, если ваш ребенок оказался в такой ситуации и рассказал вам о том, что он столкнулся с буллингом, то проблема уже наполовину решена и нужно продумать и обсудить план действий, например:
- поговорить с агрессором, возможно, разговор поможет решить ситуацию;
- игнорировать агрессора, если не помог разговор, и пока не разрешится ситуация;
- избегать мест, где жертва может остаться один на один с агрессором.
Обязательно научите ребенка проговаривать его чувства и эмоции. Если он делится с вами, не осуждайте его, а поддерживайте. Возможно, ребенок не захочет с вами делиться — предложите ему вести эмоциональный дневник.
Также ребенку важно:
- рассказать учителю и администрации школы о происходящем;
- попросить помощь и поддержку у друзей и близких;
- обратиться к школьному психологу за психологической помощью.
Что делать родителям?
1 С самого раннего возраста учите детей навыкам коммуникации и социализации: быть уверенным в себе, уметь защищать свои интересы, уважать других людей и принимать различия между ними.
2 Если ребенок признался, не нужно игнорировать проблему. В этом случае родители могут делится на три группы:
- те, которые считают, что своим вмешательством еще больше усугубят положение;
- те, кто думает, что ничего страшного не происходит;
- те, кто не разобравшись сразу переводит ребенка в другую школу.
В первых двух случаях последствия могут быть самыми печальными: депрессия, суицидальные мысли у ребенка, скулшутинг. В третьем случае нет гарантий, что ситуация не повторится в новой школе, так как причины прошлой так и не были выяснены, и с ребенком не проговорили тактику поведения — ситуация никак не разрешилась.
3 При обнаружении признаков буллинга, важно начать действовать незамедлительно:
- собрать доказательства о происходящем;
- рассказать родителям буллера и его сторонников;
- обратиться к школьной администрации, учителю, директору;
- обратиться к детскому психологу, чтобы помочь ребенку справиться с последствиями буллинга;
- при физических увечьях обратиться в соответствующие органы.
Если родители жертвы видят, что школа, родители агрессора, сам зачинщик не идут на контакт, ситуация никак не меняется — переводить ребенка в другую школу и обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних района, Департамент образования, прокуратуру с целью проверки школы, учителей и родителей агрессора.
За буллинг законом предусмотрена гражданско-правовая, административная и юридическая ответственность. В зависимости от возраста минимальное наказание — штраф, максимальное — лишение свободы.
Что делать школе?
Пять ключевых шагов, которые школа может предпринять для предотвращения буллинга:
- Создание безопасной и поддерживающей атмосферы. Школа должна активно работать над формированием культуры уважения и взаимопомощи среди учеников. Этого можно достичь через проведение занятий,тренингов и семинаров, цель которых развитие эмпатии и навыков общения.
- Обучение персонала. Учителя и сотрудники школы должны быть обучены распознавать признаки буллинга и знать, как правильно реагировать на такие ситуации. Регулярные курсы повышения квалификации помогут им эффективно справляться с конфликтами и поддерживать жертв травли.
- Внедрение программ профилактики на тему буллинга. Это могут быть специальные уроки, тематические мероприятия или клубы, где обсуждаются проблемы травли и способы их решения.
- Создание анонимных каналов для сообщений. Важно предоставить ученикам возможность сообщать о случаях буллинга анонимно. Это поможет жертвам травли чувствовать себя более защищенными и уверенными в том, что они не останутся один на один с проблемой.
- Сотрудничество с родителями. Школа должна активно взаимодействовать с родителями, информируя их о проблемах буллинга и вовлекая в процесс решения этой проблемы. Регулярные встречи, семинары и рассылки помогут создать единое пространство для обсуждения вопросов безопасности детей в школе.
Эти меры помогут создать более безопасную образовательную среду, где каждый ученик сможет чувствовать себя комфортно и защищено.
В заключение, важно осознать, что буллинг в школе — это серьезная проблема, которая требует внимания со стороны родителей, образовательных учреждений и даже детей. Каждый случай травли может иметь долгосрочные последствия для психического и эмоционального здоровья детей. Родители должны быть внимательны к изменениям в поведении своих детей и открыто обсуждать с ними любые проблемы, связанные с общением в школе. Создание доверительной атмосферы в семье поможет детям чувствовать себя защищенными и готовыми делиться своими переживаниями.
Кроме того, родителям следует активно участвовать в жизни школы: посещать собрания, знакомиться с учителями и другими родителями, а также поддерживать инициативы по профилактике буллинга. Важно помнить, что каждый ребенок имеет право на безопасное и комфортное обучение. Объединив усилия, мы можем создать более дружелюбную и поддерживающую среду для всех учащихся. Не оставайтесь равнодушными к проблеме буллинга — ваше внимание и действия могут изменить ситуацию к лучшему.
Что почитать
1 «Все на одного. Как защитить ребенка от травли в школе». Кристин Аудмайер.
Книга психолога Кристин Аудмайер выступает в качестве руководства для родителей и педагогов. Норвежский автор дает действенные рекомендации для двух случаев: ребенок становится жертвой травли и ребенок выступает в роли агрессора.
2 «Как остановить травлю? Помогите ребенку справиться с обидчиками в интернете и школе». Эндрю Мэтьюз
Книга австралийского писателя и художника адресована подросткам и их родителям, чтобы дать пояснения и инструкции от мелких оскорблений до угрожающих жизни преследований и издевательств.