По официальной статистике МВД России ежегодно теряется около 50 тыс. детей. Это пугающее число могло быть значительно меньше, если бы каждый ребенок знал и придерживался правил безопасности.
Дети могут потеряться где угодно и даже у самых бдительных родителей. Особенно часто подобное происходит во время поездок в новые места, например, в отпуске. Чтобы не повторить судьбу мальчика из культового фильма “Один дома-2” и не попасть в беду во время путешествия, рассмотрим алгоритм действий родителей и детей на трех часто встречающихся примерах.
Что делать, если потерялся в аэропорту / на вокзале?
Проще всего решать проблему до ее возникновения. Именно поэтому, родителям важно заранее объяснить детям правила поведения на вокзале и в аэропорту, чтобы предотвратить подобную ситуацию. Перед поездкой необходимо:
Основные моменты перед поездкой, на которые стоит обратить внимание всем взрослым, сопровождающим детей:
рассказать детям обо всех этапах поездки (контроль, посадка и др.);
объяснить и показать, как выглядят сотрудники (“человек в форме”), к которым можно обратиться за помощью;
научить четко произносить данные о себе и сопровождающих членах семьи (ФИО, дату рождения, место проживания);
подготовить для поездки яркую выделяющуюся из толпы одежду;
сфотографировать детей в верхней одежде и без;
прикрепить бирки на рюкзаки / браслеты с данными ребенка на трех языках (родном, английском и страны посещения);
установить в гаджеты приложения, помогающие отследить местоположения человека;
договориться о конкретном месте встрече.
Необходимо обязательно дать детям памятку — подробную инструкцию на случай, если они упустят родителей из виду. В ней должны быть указаны контактные данные взрослых.
Если неприятная ситуация все-таки возникла, то дети должны знать, что они должны:
- обратиться за помощью сотрудника вокзала / аэропорта;
- озвучить всю имеющуюся информацию о себе, сопровождающих и о оговоренном месте встречи на случай, если кто-то потеряется.
Что делать, если отстал от экскурсионной группы?
Неизменной составляющей любой экскурсии — пешеходной, автобусной или в закрытом помещении, является информирование участников о правилах поведения и безопасности.
Внимательно прослушав такую информацию, дети, как правило, не отстают от группы. Однако, такие ситуации встречаются и тогда следует:
- связаться с руководителем группы (сопровождающим) и узнать о дальнейших действиях;
- если не удается связаться с участниками экскурсии, необходимо обратиться к сотруднику места проведения экскурсии (музей, галерея и др.);
- обратиться в полицию или другого государственного учреждения при пешеходной/автобусной экскурсии.
- сообщить все имеющиеся данные (контактные номера телефонов, номер автобуса, место проведения, место встречи и др.);
- отправиться в обозначенное место встречи (у входа / выхода / на кассе / у автобуса / у фонтана и др.).
Чтобы детям могли помочь в любых органах и структурах, у них должна быть базовая информация на руках в виде брошюры об:
- экскурсии;
- точках маршрута;
- организаторе тура;
- контактных номерах телефонов сопровождающих;
- адресе отеля;
- личной контактной информации.
Что делать, если отстал / потерялся на станциях общественного транспорта?
Отдельно стоить рассмотреть случай, когда дети отстают от родителя / группы во время передвижения на общественном транспорте (метро / автобус).
В первую очередь дети должны запомнить единственное правило: “Не садиться в следующий поезд / автобус”.
В такой ситуации верным решением станет:
- связаться с родителем / сопровождающим и дождаться его возвращения или действовать заданным инструкциям;
- если связаться не удается, дети обращаются к сотруднику (“человеку в форме”) и сообщают всю имеющуюся информацию для поиска группы / родителя).
Все вышеперечисленные ситуации, конечно, нежелательны и их можно успешно предотвратить, всего лишь грамотно и доступно проинформировав детей. Это нужно делать не единоразово, а периодически, чтобы освежить в памяти и придать еще больше важности теме безопасности.
Что почитать?
Людмила Петрановская, “Что делать, если…”
Книга знакомит детей и родителей с базовыми правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Отдельные страницы посвящены действиям в случае, если ребенок потерялся.
Департамент труда и социальной защиты населения. Разработано фондом “Поиск пропавших детей”, “Как не потеряться и не растеряться”
Книга для детей от четырех лет о том, как жить в “Безопасном городе”, как вести себя в лифтах, подъездах, торговых центрах, улицах и т.д.