Детское воровство — тема сложная, болезненная и в каком-то смысле табуированная в нашем обществе. О ней не принято говорить открыто. Признаться, что сын или дочь берет без спроса чужие вещи или деньги, нелегко даже себе, не говоря о том, чтобы обсуждать это с учителем или психологом. Но осознание проблемы — важный шаг на пути к ее решению.
В этой статье поговорим о том, что кроется за детским воровством, как на него реагировать родителям и чем помочь ребенку в такой ситуации. А главное — что делать, чтобы она не повторялась.
Если обратиться к статистике, оказывается, что случаи детского воровства — совсем не редкость. Около 70% детей в возрасте 9-10 лет тайком берут деньги у родителей. Также распространено воровство среди подростков 12-17 лет: из всех видов совершаемых ими правонарушений более 50% занимают именно кражи.
Почему так происходит?
Понять, что стоит за поведением ребенка, поможет знание особенностей возрастной психологии. Так, дошкольник еще не понимает, что вещи делятся на свои и чужие. У него нет такого понятия, как собственность. Поэтому в 2-4 года малыш легко берет понравившуюся игрушку в гостях или на прогулке, не зная, что это плохо. В этот момент можно и нужно объяснить, что игрушка принадлежит другому ребенку, и брать ее без спроса нельзя.
Позднее, в 5-7 лет, значение слов «мое» и «не мое» становятся ребенку понятнее, но границы собственности еще не осознаются до конца. К тому же, в этом возрасте пока не развиты такие функции, как воля и самоконтроль. Поэтому поведение ребенка часто подчиняется импульсу: увидел — захотел — взял себе.
У младших школьников (8-11 лет) отчасти еще сохраняется неумение контролировать свои спонтанные желания, особенно если дома и в школе не уделяли внимания развитию волевой сферы и нравственных установок. Такие дети могут воровать из зависти и острого желания обладать вещью, особенно если знают, что родители ее не купят.
Также кража может служить способом урегулирования отношений между детьми. В этот период общение со сверстниками приобретает для ребенка большое значение, поэтому он может взять дома деньги, чтобы купить новым друзьям сладостей и таким образом заслужить их одобрение. Или наоборот: ребенок хочет наказать обидчика, отомстить и выбирает самый доступный способ компенсации — отнять значимую вещь.
Надо отметить, что школьники уже понимают, что совершают плохой поступок и пытаются скрыть кражу не только из страха наказания, но и из-за угрызений совести и стыда.
У подростков (12-17 лет) мотивы воровства разные, но в их основе обычно лежит возрастной кризис и связанные с ним новые потребности и желания. Например, подросток может украсть вещь из магазина, чтобы похвастаться ею в компании. В этом случае для него важен именно факт обладания статусными и престижными предметами (гаджеты, одежда).
Другой вариант, когда подросток совершает кражу, чтобы самоутвердиться с помощью такого «крутого» поступка и испытать острые ощущения. Ему хочется доказать окружающим и себе: он бунтарь, не боится идти против системы и нарушать правила. Часто подростки в группе подбивают друг друга на кражи, берут «на слабо».
Еще несколько распространенных причин воровства:
- Отсутствие в семье четких правил, касающихся обращения с деньгами. Если наличные деньги свободно лежат по всему дому, и ребенок не знает, кому они принадлежат, не понимает их ценности, то может взять их точно так же, как берет еду на кухне, когда голоден, не считая это воровством.
- Желание иметь свою собственность и распоряжаться ей. Это естественная потребность, и если родители постоянно подчеркивают: «Тут нет ничего твоего, все заработано и куплено нами», отказывают в выдаче карманных денег или покупке каких-то вещей, он пойдет на кражу, чтобы получить желаемое и таким образом проявить свою независимость.
- Сюда же относится страсть к накопительству. Например, ребенок собирает коллекцию, но не имеет возможности пополнять ее законным и безопасным способом, потому что родители не одобряют его увлечения, не дают на это денег. Результатом, скорее всего, будет кража.
- Копирование поведения авторитетных взрослых: знакомых, родственников, старших друзей. Такие мелочи, как скачивание «пиратских» фильмов и игр или принесенные с работы «бесплатные» канцелярские принадлежности, показывают ребенку, что подобное поведение — в порядке вещей, так делают все. В дальнейшем ему будет легче пойти на компромисс со своей совестью, если представится возможность взять что-то без разрешения или оплаты.
- Невротическая реакция на стресс и перемены в жизни (переезд, буллинг в школе). В этом случае воровство становится для ребенка своеобразным способом справиться с травмирующей ситуацией и неприятными чувствами, которые она вызывает, попыткой взять хоть что-то в своей жизни под контроль. Иногда кражи сочетаются с другими проявлениями девиантного поведения: грубостью, прогуливанием уроков, вандализмом.
- Недостаток внимания со стороны родителей. Если ребенок чувствует себя одиноким, ненужным, ему не хватает общения, заботы, эмоционального тепла, совместного времени с мамой и папой, возможно, с помощью краж он пытается обратить на себя внимание взрослых, пусть даже оно будет выражено в негативном ключе. Он словно проверяет родителей: будут ли они любить его даже после такого поступка? Будут ли переживать, волноваться, воспитывать?
По мнению детского психолога Ларисы Сурковой, только в 20 случаях из 100 дети действительно хотят намеренно присвоить себе чужое. Остальные 80 — это неосознанное поведение. Идя на воровство, они пытаются «закрыть» другую потребность: в безопасности, спокойствии, любви, принятии, успешности. Это сигнал, что с ребенком, его эмоциональным состоянием что-то не так, и ему нужна помощь.
Как справиться с проблемой воровства у детей?
Итак, родителям стало известно, что случай воровства произошел: ребенок взял чужую вещь или деньги без спроса. Разберем, как вести себя в такой ситуации, и начнем с того, чего делать НЕ стоит:
- Кричать, наказывать физически, называть преступником, вором, позором семьи, угрожать полицией и тюрьмой. Сильные эмоции родителей в этот момент можно понять, но оскорбления и запугивания не помогут решить проблему, а только введут ребенка, которого только что уличили в воровстве, в еще больший стресс и напряжение. Родителям важно сохранять спокойствие, не переходить на крик и обвинения.
- Стыдить при родственниках, одноклассниках, учителях. После этого ребенок замкнется в себе, затаит обиду на то, что его публично унизили. Воровать при этом не перестанет, но будет тщательнее скрывать, чтобы в следующий раз не поймали.
- Постоянно напоминать ребенку о случае воровства, в том числе при совершении других проступков, не связанных с кражей, а также сравнивать его с другими «хорошими» детьми, которые так не поступают. Это лишь подкрепит у ребенка убеждение в том, что он плохой, никчемный, и родители его не любят. Так создается благоприятная почва для развития комплексов.
А вот несколько способов правильно отреагировать на эпизод воровства, чтобы предотвратить такое поведение в дальнейшем.
Быть на стороне ребенка. Важно дать понять, что кража — это плохой поступок, который при этом не делает плохим его самого и не влияет на отношение родителей и их любовь.
В спокойной обстановке проведите разговор с ребенком. Мягко выяснить мотивы ребенка, спросить о предшествующих краже событиях, обсудить, что, по его мнению, сейчас чувствует тот, у кого взяли вещь или деньги без спроса. Также стоит поговорить о чувствах самого ребенка после его поступка, порассуждать, можно ли было поступить по-другому, чтобы избежать неприятных для всех последствий. Самое важное здесь — услышать ребенка. Это поможет ему почувствовать поддержку и понять, что его не отвергают. Признание ошибки – важный этап, который формирует самооценку и ответственность.
Вместе подумать, как исправить ситуацию. Родители могут предложить варианты (вернуть украденное, извиниться или иначе компенсировать ущерб), но при этом лучше не давить на ребенка и не заставлять в приказном порядке делать то, к чему он не готов (например, признаваться в воровстве при всем классе). Можно также предложить свою помощь: порепетировать, что сказать владельцу украденного при встрече, или пойти на нее вместе с ребенком, если ему так будет комфортнее.
Задача родителей в данном случае — помочь ребенку признать свою ошибку и взять ответственность за нее, а не внушить чувство страха, вины и стыда.
Методы профилактики воровства у детей и подростков:
- формировать уважительное отношение к чужим деньгам и вещам, в том числе своим примером;
- обучить финансовой грамотности: рассказать, как копить деньги, предложить варианты заработка, чтобы не было необходимости брать чужое без спроса;
- поддерживать теплые отношения и диалог с ребенком: он должен был уверен, что может обратиться к родителям в трудной ситуации, например, если попал в компанию, где вымогают деньги.
И еще один совет — уважать своего ребенка, даже если он ошибся и оступился. Не прятать деньги и ценности, не контролировать все действия, не решать за него, когда и на что тратить «карманные». Гораздо лучший эффект в перспективе даст открытая, доверительная и поддерживающая родительская позиция: поощрять самостоятельность, в том числе в обращении с деньгами; формировать устойчивую систему моральных принципов без двойных стандартов, учить опираться на собственное мнение, не поддаваясь чужому влиянию в важных вопросах. Такая база, заложенная в детстве и подростковом возрасте, поможет ребенку научиться принимать верные решения в разных жизненных ситуациях и отвечать за их последствия.
А если случаи воровства повторяются, лучше обратиться к специалисту — детскому психологу, который поможет разобраться в причинах и выбрать верный путь решения.
Решить проблему детского воровства — значит найти ее причины, а чтобы родителям понять, как действовать, нужно учитывать возрастные особенности, эмоциональное состояние и окружение ребенка. Главное помнить, что наказания, крики, оскорбления и унижения — это неэффективные и разрушающие способы. Спокойный разговор, объяснения, воспитание уважения к чужой собственности, формирование нравственных принципов и поддержка со стороны родителей — условия, которые помогут избежать ситуаций воровства в будущем.
Помните, что любой ребенок способен на исправление, если он получает достаточно внимания, доверия и правильного примера от взрослых. Общение, забота и совместный поиск выхода из сложных ситуаций – это то, что помогает укрепить семью и воспитать личность, умеющую делать правильный выбор.
Книги по теме:
1 «Маленькие воришки. Как их распознать и что с ними делать?» Людмила Шипицына. Книга педагога, психолога и доктора биологических наук дает ответ на вопрос, чем же является детское воровство — результатом невоспитанности, дурной привычкой или психическим расстройством. Также родители найдут внутри несколько эффективных способов предотвратить такое поведение.
2 «Детское воровство. Где мое и где чужое? Маленькие подсказки для родителей». Диана Хорсанд. В книге поднимаются актуальные вопросы: что можно считать издержками возраста, а когда действительно стоит беспокоиться, нужно ли наказывать, и чего на самом деле не хватает ребенку, который ворует.
3 «Мани, или азбука денег для детей». Бодо Шефер. Книгу можно читать вместе с ребенком от 8 лет, чтобы научить его разбираться в финансах и понимать их значимость. Написанная простым и понятным языком, она отлично подходит в качестве первого учебного пособия по формированию правильного отношения к деньгам.