Переживаете, что у вашего ребенка нет друзей? Он замкнутый, стеснительный, с трудом находит общий язык с ровесниками, а свободное время проводит дома, уткнувшись в телефон? Может, он недавно перешел в новую школу и чувствует себя одиноким в незнакомом коллективе? Тогда эта статья — для вас. В ней мы поговорим о дружбе в жизни ребенка, о том, почему не складывается общение с другими детьми и как это исправить, чем могут помочь родители и нужно ли им вообще вмешиваться.
Что дает дружба ребенку?
Человек — существо стайное, или, как еще принято говорить, социальное. Потребность быть частью группы, общаться, испытывать привязанность, заботиться о ком-то кроме себя заложена в нас эволюцией. Конечно, сегодня эти механизмы уже не определяются необходимостью выживания, но от этого они не перестают работать. Поэтому близкие люди и друзья нужны нам в любом возрасте.
Дружеские отношения дают возможность переживать целый спектр положительных чувств: радость, близость, нежность, единение, доверие, поддержку, принятие, взаимопомощь. В них мы ощущаем себя более эмоционально стабильными, уверенными, спокойными и счастливыми.
Если же говорить о роли дружбы в жизни ребенка, дело не только в приятных эмоциях, которые она дарит, но и в пользе, которую она приносит. Наличие друзей позитивно влияет на:
- чувство психологического комфорта и безопасности в школьном коллективе;
- интерес к учебе и успеваемость;
- самооценку;
- адаптацию к новой среде и условиям жизни (смена места жительства, переход в другую школу, развод родителей и т.д.);
- развитие эмоционального интеллекта и социальных навыков, которые пригодятся в будущем (умение общаться, работать в команде, решать конфликтные ситуации, договариваться и т.д.).
Как меняется детская дружба с возрастом?
Умение дружить, как и другие жизненные навыки, формируется у ребенка постепенно. По мере взросления потребность иметь друзей и приоритеты в их выборе могут трансформироваться, что вполне нормально.
Примерно с двух лет дети начинают понимать, кто такой друг. Они называют так тех, кто сделал для них что-то приятное: поделился куклой или машинкой, угостил конфетой и т.д. Но в раннем детстве еще не бывает серьезных дружеских привязанностей, в этот период для ребенка важнее контакт с родителями. Общение между детьми ситуативно и кратковременно: оно спонтанно возникает, когда незнакомые малыши начинают играть вместе, например, на детской площадке или в гостях, а потом так же спонтанно заканчивается, когда они уходят домой.
Когда ребенок идет в школу, общение с другими детьми занимает все больше места в его жизни. Он уже более осознанно и самостоятельно вступает в игры и взаимодействие с одноклассниками, выбирая тех, кто ему понравился. Близких друзей у ребенка пока может и не быть, но именно в младшем школьном возрасте активно развиваются коммуникативные навыки, которые он потом будет использовать в установлении социальных контактов.
Для подростка общение приобретает особую ценность, ему важно иметь свою компанию, близкого друга. Дружеские связи в этот период строятся на общих интересах (учеба, спорт, музыка, компьютерные игры и т.д.), они уже не поверхностные, как в раннем возрасте, а более глубокие. Подростки много времени проводят вместе, ведут доверительные беседы, делятся переживаниями и проблемами. Если такие близкие отношения возникают, они становятся для друзей крепкой, надежной опорой в непростой период взросления и могут сохраняться долгие годы после окончания школы.
Почему у ребенка нет друзей?
Возможных причин несколько.
- Характер и поведение ребенка. Робким, скромным, неуверенным детям сложнее общаться и заводить друзей, из-за этого они часто кажутся одноклассникам замкнутыми и нелюдимыми одиночками. Может быть и другая ситуация: ребенок ведет себя высокомерно по отношению к другим детям, считает себя лучше их, обижает, навязывает свои правила общения.
- Нестандартная внешность. Речь идет как о физиологических особенностях: очень высокий/низкий рост, лишний вес или худоба, веснушки, акне и т.д., так и о проявлениях собственного вкуса ребенка. Последнее чаще характерно для подростков, которые стремятся к самовыражению через внешний вид: вызывающая одежда, яркий цвет волос, пирсинг, необычные украшения.
- Социальный статус. Причем не столь важно, из какой семьи ребенок — малообеспеченной, неблагополучной или, напротив, с высоким доходом. Главное, что из-за этого он слишком выделяется на фоне окружающих: плохо, неопрятно одет либо носит все самое модное, демонстрирует дорогие гаджеты.
- Особенности семейного воспитания. Если родители строго контролируют круг общения ребенка, запрещают связываться с "плохими" компаниями и сами решают, с кем можно дружить — ребенку будет сложно завязать дружеские отношения. Низкая самооценка, страх критики и сближения с другими людьми, отсутствие необходимых коммуникативных навыков — таковы последствия авторитарного воспитания.
- Кроме того, ребенок всегда усваивает паттерн отношений, принятых между родителями. Если дома он часто видит агрессию, оскорбления, манипуляции, то в своих последующих отношениях (дружеских, романтических, деловых и т.д.) он будет неосознанно воспроизводить все это.
- Негативный прошлый опыт. Возможно, ребенок уже успел пережить предательство, обиду, разрыв дружбы и теперь, боясь вновь разочароваться, не хочет открываться новым людям. Родители могут об этом не знать, особенно если в семье не принято делиться эмоциями и переживаниями, но ребенка такие ситуации могут сильно травмировать и повлиять на его манеру строить отношения в будущем.
- Отсутствие подходящих условий. Например, из одноклассников ребенку никто не нравится, во дворе детей его возраста нет, а больше он никуда не ходит. Или, наоборот, у ребенка слишком насыщенное расписание учебных и дополнительных занятий, и ему просто некогда спокойно пообщаться с другими детьми, узнать их получше. Еще один вариант — семья часто переезжает, ребенок меняет школу, а завести друзей на новом месте — задача не всегда простая, ведь в классе уже сформированы свои микрогруппы и компании, которые могут не принимать новичка.
- Токсичный коллектив. Возможно, отсутствие дружеских контактов связано с тем, что в классе сложилась нездоровая атмосфера, и вашего ребенка (а может, и не только его) игнорируют или, что еще опаснее, подвергают травле. В этом случае нужно внимательно понаблюдать, как ребенок общается за пределами школы: во дворе, в гостях, на дне рождении и т.д. Если в этих ситуациях у него трудностей не возникает, причина может быть именно в одноклассниках.
- Интроверсия. Бывает и так, что ребенок сам не делает шагов к сближению с другими детьми, потому что ему действительно комфортно одному, в своем внутреннем мире. Это встречается нечасто, но, если вы беспокоитесь, что сын или дочь ни с кем не хочет общаться, можно проконсультироваться с психологом. Он поможет понять, есть ли проблемы из-за недостатка социализации.
Чем могут помочь родители?
Поддержите ребенка. Если он обратился к вам с проблемой отсутствия друзей, обязательно выслушайте и поговорите об этом. Отнеситесь к переживаниям ребенка с вниманием и уважением, не обесценивайте и не осуждайте, иначе ребенок замкнется в себе и в следующий раз пойдет за помощью к кому-то другому.
Общайтесь. Базовые коммуникативные навыки, как уже говорилось выше, изначально закладываются в семье. Проанализируйте, как строится взаимодействие у вас дома, насколько оно здоровое и экологичное. Умеете ли вы договариваться и разрешать конфликты, признавать свою неправоту, прощать, заботиться и помогать, уважать чужое мнение и интересы, радоваться успехам друг друга? Возможно, вам захочется что-то поменять, ввести новые правила, и это станет первым шагом к улучшению отношений как внутри семьи, так и за ее пределами.
Проведите рефлексию. Поразмышляйте вместе с ребенком о том, что такое дружба, чего он от нее хочет, какими видит своих друзей, какие качества нужны для того, чтобы дружить, есть ли они у него самого. Конечно, такие разговоры с первоклассником и, например, с подростком будут очень отличаться по степени глубины и сложности, но они в любом случае помогут ребенку лучше понимать себя, подходить к общению и поиску друзей более осознанно.
Будьте примером. Поделитесь, были ли у вас в детстве трудности в общении с одноклассниками и как вы с ними справлялись, расскажите о своих друзьях, как школьных, так и нынешних. Хорошо, если у ребенка перед глазами будет позитивная модель того, как родители строят дружеские отношения, общаются со своими друзьями, проводят время вместе.
Помогите стать увереннее. Ребенок может считать, что у него нет друзей, потому что он "не такой". Объясните, что, если одноклассники не хотят знакомиться или играть, это не делает его плохим, неинтересным, скучным, а всего лишь означает, что они не совпали по интересам, настроению, убеждениям и т.д.
Кстати, в обратную сторону это тоже работает, поэтому не стоит обвинять других ребят в том, что они не идут на контакт. Не все дети могут подружиться между собой, и это нормально, мы разные и в дружбе тоже ищем разное. Здорово, если ребенок осознает эту идею как можно раньше, и его самооценка не будет зависеть от желания/нежелания окружающих общаться с ним.
Подскажите, как начать и развивать общение. Но делайте это ненавязчиво, мягко, не требуя, чтобы ребенок следовал вашим советам, а просто рассказывайте, как можно поступить в той или иной ситуации. Организовать такой диалог естественным образом поможет, например, обсуждение фильмов, книг, историй из жизни. Ребенок вынесет из этих разговоров что-то важное для себя и потом сможет использовать эти знания в реальных ситуациях.
Создайте возможности для знакомств и общения. Предложите пригласить новых знакомых к вам в гости, устроить вечеринку в честь дня рождения, совместный поход в кино/кафе, подарите билеты на концерт любимой группы, чтобы он сам нашел себе компанию на это мероприятие.
Поощряйте желание ребенка участвовать во внешкольных мероприятиях и сами по возможности не отказывайтесь от них, если школа организует семейные спортивные соревнования, праздники, субботники и т.д. Не запрещайте проводить время в соцсетях (только заранее позаботьтесь о безопасности), а если появился виртуальный друг, предложите организовать их встречу и сопровождать ребенка на нее.
Предостерегите от возможных ошибок. Стремясь понравиться, угодить, заслужить доверие новых друзей, ребенок может выбирать не самые лучшие стратегии поведения. Объясните, чего не стоит делать, чтобы потом не разочароваться в дружбе:
- обманывать и притворяться кем-то другим — это касается всего, от внешнего вида и интересов до суждений и поступков;
- зацикливаться на общении, навязываться, "душить" собеседника своим вниманием;
- делиться конфиденциальной информацией, личными секретами, не узнав нового знакомого поближе, обсуждать за глаза других людей.
Вмешивайтесь, когда это необходимо. Дети не всегда могут разобраться в своих отношениях сами, да и учителя порой не замечают, что у одного из учеников возникли проблемы с одноклассниками. Если ребенок стал замкнутым, подавленным, с неохотой идет в школу, стоит выяснить, не обижают ли его в классе. Для начала аккуратно поговорите с самим ребенком, а потом уже решайте, какие меры принять, исходя из его интересов и потребностей. Кому-то может помочь переход в другую школу, а кому-то будет достаточно беседы родителей с классным руководителем. Еще вариант — обратиться к психологу, который поможет урегулировать конфликт между детьми и подскажет эффективные стратегии общения.
Где еще можно найти друзей, кроме школы?
Если не получается наладить хорошие отношения с одноклассниками, не стоит ставить крест на дружбе в целом. Есть много мест, где ребенок может познакомиться и найти друзей.
Кружки и секции по интересам. Спорт, танцы, актерское мастерство, видеоблоггинг, программирование, шахматы, турпоходы — найдите то, чем ребенок увлекается, и предложите записаться на групповые занятия. Как минимум, он встретит там единомышленников, в компании которых заниматься любимым делом приятнее, чем одному, как максимум — обретет хорошего друга или нескольких. Совместная деятельность всегда объединяет, да и темы для разговоров точно найдутся. А дальше, если собеседники друг другу симпатизируют, общение можно продолжить за пределами кружка.
Лагерь. Поездка в лагерь — отличная возможность завести друзей. Плюс в том, что в начале смены практически все дети (кроме тех, кто уже приехал вместе со своими друзьями, сестрами или братьями) не знакомы между собой и одинаково заинтересованы в общении.
Если лагерь загородный, познакомиться и разговориться с кем-то можно уже по дороге, в автобусе или поезде. В самом же лагере все активности, мероприятия и даже атмосфера способствуют тому, чтобы ребята объединялись в малые и большие группы, делали что-то вместе. Начинается все с традиционных игр на знакомство и сплочение, которые проходят в первые дни. Кроме того, у ребенка появляются соседи по комнате/отряду и вожатые, с которыми он постоянно находится рядом, а значит, и общается.
Совместные отрядные дела, спортивные игры, репетиции и выступления, общелагерные праздники, вечерние огоньки и костры — все это естественным образом сближает детей, вызывает множество разных впечатлений и переживаний, которые они разделяют друг с другом. Именно поэтому поездка в лагерь становится для многих детей очень эмоционально заряженным событием: они не хотят расставаться с новыми друзьями и уезжать домой, плачут, скучают, обмениваются контактами, договариваются продолжить общение и вместе приехать в лагерь на следующий год.
Социальные сети — еще один эффективный инструмент для общения. Особенно для стеснительных детей, которым сложно самим подойти и познакомиться, рассказать о себе. В сети можно вступать в сообщества по интересующим ребенка темам, общаться в комментариях, создавать чаты в мессенджерах, играть в онлайн-игры. Кроме того, интернет расширяет границы поиска друзей: благодаря ему можно найти близких по духу людей из других городов и даже стран (а заодно и подтянуть английский язык).
Но важно помнить о двух нюансах виртуального общения. Во-первых, оно должно быть безопасным. Объясните ребенку, что не стоит добавлять в друзья неизвестных людей, открывать странные ссылки, отвечать на подозрительные вопросы, раскрывать личную информацию (адрес, номер телефона, место учебы, финансовое положение семьи и т.д.) новым друзьям, поскольку они могут оказаться не теми, за кого себя выдают.
И во-вторых: виртуальное общение не должно полностью заменять реальное. Дружба все-таки предполагает живые встречи и невербальный контакт, а не только переписки в сети. Да, часть жизни современного ребенка в любом случае проходит в интернете, но важно, чтобы при этом он не терял связи с реальностью, умел общаться и онлайн, и офлайн.
Вот еще несколько идей, как расширить круг общения и познакомиться с новыми людьми: участие в различных тематических мероприятиях по интересам ребенка (например, турнир по лазертагу или фестиваль комиксов), волонтерство, прогулки с собакой, участие в молодежных форумах и других общественных проектах.
Умение дружить — важный навык, который формируется в процессе взросления и помогает нам всю жизнь. Построив крепкие дружеские взаимоотношения, основанные на доверии, заботе и поддержке, ваш ребенок в будущем сможет легче адаптироваться к сложностям взрослого мира и лучше справляться с его вызовами.