Домашние задания — источник ежедневного стресса и напряжения для многих детей и родителей, а также частая причина ссор, истерик и ухудшения отношений внутри семьи. В этой статье родители найдут конкретные практические рекомендации, как преодолеть трудности с выполнением «домашки», сделав этот процесс более продуктивным, комфортным и спокойным для всех.
Почему родители делают уроки вместе с ребенком?
Распространенные причины, которые называют сами родители: он один не справится, не поймет новую тему, ошибется, получит «двойку» и осуждение учителя, будет неуспешным в школе. В основе всех этих ответов лежат тревожность и страх. А самый простой способ справиться с ними — контролировать учебу ребенка хотя бы дома: садиться рядом во время выполнения заданий, проверять, активно помогать, а иногда и делать вместо него.
Но с подобным подходом теряется сам смысл домашних заданий, который состоит в том, чтобы научить ребенка учиться и закреплять пройденный материал самостоятельно. В том числе — делая ошибки и понимая, как их можно избежать в следующий раз.
Также самостоятельное выполнение уроков учит ребенка планировать и распределять свое время, принимать решения и отвечать за них, тренирует волю и самоконтроль. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и в будущей взрослой жизни, поэтому не стоит лишать ребенка возможности получить их сейчас, в школьные годы. Задача родителей — помочь ребенку правильно организовать этот процесс с практической стороны и оказать эмоциональную поддержку.
Принципы самостоятельного выполнения домашних заданий
Делать уроки самому — такой же навык для ребенка, как личная гигиена или поддержание порядка в комнате. Сформировать его поможет введение и соблюдение конкретных правил. Регулярность — главный ключ к закреплению навыка. Поэтому в первое время взрослым придется каждый день контролировать школьника, но речь не о совместном выполнении уроков, а именно об организационных моментах:
- Постоянное рабочее место. У ребенка должен быть свой стол, хорошее освещение, тишина, а также все необходимые книги, учебные материалы и школьные принадлежности под рукой. Игрушки, телевизор и телефон лучше убрать, чтобы ученик не отвлекался.
- Четкий режим дня, в котором есть определенное время на учебу, отдых, игры, занятия спортом и сон. Это дисциплинирует, учит планированию и постепенно формирует у ребенка привычку делать уроки в отведенное для этого время.
- Составление плана. Родители показывают ребенку алгоритм действий: прочитать задание, понять, выполнить устно или письменно, проверить себя и т.д. На первое время можно сделать чек-лист и повесить его над рабочим столом, чтобы ребенок сверялся с ним и быстрее запомнил последовательность шагов.
- Распределение нагрузки. Рекомендуется начинать с предметов, требующих высокой концентрации внимания и заканчивать более легкими. Но все дети разные по характеру и темпераменту, и для кого-то, наоборот, эффективнее будет начать с любимого предмета, который ребенку хорошо дается, чтобы воодушевить его и помочь поверить в свои силы. Также можно чередовать интеллектуальные и творческие задания, а сложные задачи разбивать на небольшие посильные шаги.
- Определение границ и зоны ответственности. Ребенок должен понять: родители не сидят рядом с ним во время подготовки домашнего задания, а занимаются своими делами. При этом он может обратиться к ним за помощью, если не понял или не смог сделать упражнение сам. Еще один совет — строго ограничить количество вопросов, которые ребенок может задать в процессе. Гораздо лучше будет, если он научится находить нужную информацию сам, а не ждать готовых ответов от мамы с папой.
- Чередование учебы и отдыха. В силу возрастных особенностей дети не способны долго удерживать внимание на одном объекте, поэтому начинают уставать, отвлекаться, капризничать. Чтобы ребенок оставался собранным, стоит включить в план короткие перерывы через каждые 25-30 минут. Можно даже поставить таймер, чтобы не пропустить это время. Лучше, если отдых в перерыве будет активным — встать с места, подвигаться, размяться, выпить воды, умыться, подышать свежим воздухом.
- Компромисс. Если переход к самостоятельному выполнению уроков дается тяжело, можно предложить промежуточный вариант: пусть ребенок выучит задание сам, а после этого придет и расскажет маме или папе. И так постепенно нужно сокращать время, проведенное совместно за уроками.
- Проверка. Важный нюанс: родители проверяют сам факт выполнения домашнего задания, а не его правильность, т.к. это задача учителя. Можно указать на небрежность, помарки или ошибки, но исправить их или переписать задание более аккуратно ребенок должен сам. Такой подход тоже поможет приучить ребенка к мысли, что учеба — его ответственность, и не перекладывать ее на старших.
Придерживаясь этих практических рекомендаций, родители смогут не только научить ребенка делать уроки самостоятельно, но и оптимизировать время на его выполнение, чтобы не сидеть за учебниками до ночи. Свободное время на отдых и восстановление сил — необходимое условие хорошего здоровья и самочувствия, которые пригодятся для успешной учебы.
Важно!
По нормам СанПиН время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий, не должно быть более 1,5 часов в начальной школе, 2-2,5 часов — в средней и 3,5 часов — в старшей.
Советы для родителей
Эти рекомендации помогут взрослым проще адаптироваться к новой учебной самостоятельности школьника, предупредить возможные ошибки на переходном этапе и сохранить хорошие взаимоотношения с ребенком:
- Контролировать свои эмоции. Не повышать голос, не срываться, не ругать, когда что-то не получается. Если домашние задания ассоциируются у ребенка с криком, страхом и угрозами наказания, это сведет на нет любые приложенные усилия, снизит и мотивацию к учебе, и самооценку.
- Замечать даже небольшие успехи ребенка. Похвалы достоин не только итоговый результат (например, написанное сочинение, хорошая отметка, одобрение педагога), но и попытки на пути к нему. Это маленькие важные шаги, которые ребенок совершает к самостоятельности: вовремя сдал работу, нашел нестандартный вариант решения задачи, быстро выучил стихотворение, сам вспомнил нужное правило и т.д.
- Быть готовыми к временному ухудшению оценок. Да, это возможно, если ребенок только учится делать домашние задания самостоятельно, без указаний и подсказок родителей. В этот момент не следует паниковать и срочно возвращать контроль, лучше позволить школьнику самому разобраться с ситуацией и с ее помощью научиться чему-то. Понимание, что родители доверяют ему в вопросах учебы и не проверяют каждый шаг, поможет повысить уверенность в своих силах.
- Разговаривать о школьных делах. И это не должны быть дежурные вопросы о том, какие оценки он сегодня получил и много ли задали на дом. Очень важно, чтобы родители искренне интересовались отношением ребенка к учебе. Полезно обсуждать, какие предметы ему больше нравятся, какие задачи даются легче или, наоборот, труднее, что его увлекает, а что скучно и непонятно. Это создает атмосферу поддержки и укрепляет отношения в семье, а еще дает возможность глубже понять склонности и интересы школьника, что может помочь в выборе профессии в будущем.
Делегировать своему ребенку ответственность за домашние задания и учебу может быть сначала сложно для родителей, привыкших опекать. Но в конечном итоге это станет лучшим вкладом в будущее ребенка, который будет способен принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, не бояться ошибок и неудач, верить в свои силы и достигать поставленных целей.