Память — это базовая психическая функция, способность человека сохранять и в нужный момент воспроизводить информацию. Хорошая память играет важнейшую роль в общем развитии ребенка и влияет на эффективность его учебы и успеваемость. Именно поэтому все программы раннего развития включают в себя игры и упражнения на тренировку памяти.
От природы у детей очень редко бывает плохая память. Чаще всего это компенсируется корректировкой режима дня и простыми упражнениями.
Как меняется память ребенка с возрастом?
Еще Зигмунд Фрейд интересовался вопросом, почему люди в основном не помнят первые годы своей жизни. Со временем ученые выдвинули несколько теорий на этот счет:
- отдел мозга, отвечающий за воспоминания (гиппокамп), полностью созревает в возрасте 8-12 лет;
- для сохранения воспоминаний необходима речь, а она формируется только к трем годам;
- в связи с интенсивным развитием ребенка у него ежедневно создается множество новых нейронных связей, а старые становятся не нужны;
- также есть мнение, что все зависит от воспитания — если с ребенком много и часто взаимодействовать и разговаривать, он будет более детально помнить события своих первых лет.
Память бывает произвольной и непроизвольной.
У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное запоминание. Произвольная память, необходимая для обучения, формируется ближе к школьному возрасту. Но, если приложить усилия, ее можно развить в более раннем периоде. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Кому-то удобнее воспринимать информацию на слух, другому — визуально, кто-то лучше запоминает цифры, а кто-то — рифмы. Чтобы ребенок усваивал информацию легко и быстро, ее нужно преподносить в понятной и доступной для него форме: играх, стихах, песнях, мультиках.
Простые упражнения для развития памяти у детей
Основные рекомендации и упражнения для детей дошкольного возраста.
Рекомендации
- Читайте с ребенком книги. Малышу можно читать потешки и короткие стишки. Чем старше становится ребенок, тем более сложные сюжеты он способен запоминать. Обязательно обсуждайте прочитанное. Практикуйте эмоциональное чтение с выражением. Особенно это полезно при заучивании стихотворений наизусть. Учите совместно стихи, устраивайте конкурсы чтецов для всей семьи!
- Ежедневно проявляйте интерес к тому, как прошел день ребенка в детском саду. Задавайте наводящие вопросы, они могут быть как простыми, так и сложными: “Ты рисовал фломастерами или карандашами?” “Ты видела сегодня свою подругу Таню?” “Что ел на завтрак?” “Во что была одета воспитательница?” “С какими игрушками ты сегодня играл?” “Что нового ты сегодня узнал?” Варьируйте сложность вопросов в зависимости от настроения ребенка.
- Учите с ребенком иностранный язык. Даже пять новых иностранных слов в день являются отличной разминкой для памяти. Обязательно повторяйте материал на следующий день.
- Во время прогулки просите перечислить все предметы с определенной характеристикой, которые ребенок видит. Например, круглые, синие, большие и т.д.
- Самый простой способ тренировки памяти — учить с ребенком домашний адрес, имена и фамилии родственников, даты рождения и т.д.
Упражнения
- “Игра в слова”. Назовите 10 слов определенной тематики (животные, овощи, фрукты, одежда, мебель) и попросите повторить. Для развития зрительной памяти — выкладывайте перед ребенком яркие картинки и просите их запомнить.
- “Какой предмет исчез?” Покажите малышу несколько любых предметов. Например, книгу, мячик, мишку, яблоко, машинку. Попросите его отвернуться и уберите один предмет. Малыш должен вспомнить, какого предмета не хватает. Игру можно усложнять: увеличивать число предметов или менять их местами и просить восстановить верный порядок.
- “Угадай предмет”. Пусть ребенок закроет глаза, или можно завязать их платочком. Подготовьте несколько разных предметов, которые он уже знает. По очереди давайте ребенку в руки каждый предмет и просите определить на ощупь, что именно он держит. Это отличная тренировка тактильной памяти. Аналогичным образом можно тренировать слуховую память, вкусовую, обонятельную.
- “Назови пару”. Упражнение для развития ассоциативной памяти. Назовите несколько пар слов, связанных по смыслу (например, “борщ-ложка”, “лампа-свет”, “морковка-салат”, “море-пляж” и т.д.) Задача ребенка: вспомнить второе слово из пары в ответ на первое. Со временем количество пар слов можно увеличивать.
- “Методика Айвазовского”. Предложите ребенку внимательно рассмотреть какой-либо пейзаж или интерьер, после чего закрыть глаза и попытаться воспроизвести увиденную картину.
Достаточно уделять занятиям хотя бы 15-20 мин. в день, несколько раз в неделю.
Упражнения для школьников 7-11 лет
- “Цифры и ассоциации”. Выпишите на листочек цифры от 0 до 9 и попросите ребенка придумать для каждой цифры ассоциацию. Например, “8” это снеговик, “6” - бабушка и т.д. Затем потренируйтесь: называйте цифру, а ребенок пусть называет свою ассоциацию к ней. После чего назовите несколько цифр сразу. Задача ребенка — не только вспомнить ассоциации, но и придумать с ними небольшую смешную историю.
- “Игры со словами”. Подойдут любые игры — в города, имена, а также ребусы, кроссворды и сканворды.
- “Таблицы Шульте”. Это специальные таблицы с произвольно расставленными числами, которые отлично тренируют зрительную память. Необходимо взглядом находить цифры и называть их в нужном порядке.
- “Пять спичек”. Понадобятся 10 спичек и две разные поверхности. Допустим, письменный стол и журнальный столик. Задача: кинуть первые пять спичек на одну из поверхностей случайным образом, и восстановить их расположение на второй по памяти. Количество спичек можно увеличивать.
- “Чертоги разума”. Предложите ребенку представить известное для него помещение — скажем, комнату. Затем мысленно пройти по ней и разложить информацию, которую нужно запомнить, в определенных местах.
Упражнения для подростков от 12 лет
- “От слова к рассказу”. Предложите подростку объединить несколько слов так, чтобы получился рассказ. Пусть поделится результатом. Теперь пусть вспомнит все слова, которые были даны для составления рассказа.
- “Алогичная цепочка”. Попросите запомнить 20 слов, никак не связанных между собой по смыслу, и воспроизвести их по порядку.
- “Цветные слова”. Найдите или самостоятельно подготовьте картинку, где цвет слов не совпадает с их значением. Например, слово “желтый” написано красным цветом. Попросите как можно быстрее назвать правильный цвет слов.
- “Имена и фамилии”. Покажите фотографии с именами и фамилиями. Дайте 30 сек. на запоминание. Затем покажите те же фотографии, но в другом порядке. Подросток должен вспомнить имена и фамилии.
- “Описание предмета”. Попросите подростка выбрать любой предмет из окружающей его обстановки и запомнить все детали в течение 20 сек. Затем отвернуться и попробовать описать предмет. Какого он размера, цвета, какая у него поверхность и т.д.
Что еще полезно для памяти
- Любые регулярные физические нагрузки, особенно на свежем воздухе (способствуют улучшению мозгового кровообращения), активные прогулки, аэробные тренировки. Но не переусердствуйте со спортом, избегайте переутомления!
- Полноценный сон (при недосыпе работа мозга ухудшается). Самый полезный сон для детского здоровья — с 21 до 24 ч.
- Включение в рацион продуктов, оказывающих благотворное влияние на деятельность мозга (банан, грецкие орехи, морковь, жирные сорта рыбы).
- Задействование в быту “нерабочей” руки. Например, если ребенок правша, пусть попробует чистить зубы левой рукой, или во время приема пищи держать в “нерабочей руке” столовые приборы. Это отличная тренировка для мозга!
- Любая творческая деятельность — рисование, танцы, игра на музыкальном инструменте.
- Отсутствие стрессов и наличие эмоционально окрашенных, положительных воспоминаний.
- Дыхательная гимнастика, с помощью которой ребенок научится владеть собой в кризисных ситуациях.
Что почитать
Татьяна Воронина "Высшие психические функции: развиваем волю, внимание, память, воображение, мышление у дошкольников"
Книга предлагает задания различного уровня сложности, которые будут полезны для формирования у ребёнка базовых ВПФ.
Гарет Мур "Тренажер памяти: как развить память за 40 дней"
Благодаря этой книге можно привыкнуть сознательно загружать память, познакомиться с многочисленными техниками запоминания, научиться легко удерживать в памяти даже очень большие объемы информации.