# #
+7 (495) 230-14-78 пн-пт 10:00 - 18:00

Последние годы наблюдается бум осознанного родительства. Папы и мамы читают книги по детской психологии и развитию детей, посещают тренинги, боятся лишний раз повысить голос, нарушить личные границы, скупают популярные настольные игры и отправляют детей на всевозможные кружки. В общем, стараются делать все максимально правильно и бережно, чтобы создать нужные условия для взросления и становления личности ребенка. 

Но только ли родители могут на это повлиять? Конечно, нет. Ежедневно дети, особенно подростки, коммуницируют с разными людьми: 

  1. учителями в школе;
  2. одноклассниками; 
  3. друзьями; 
  4. тренерами на секциях;
  5. педагогами на кружках и др. 

Круг общения достаточно широк. И большинство вносит свою лепту. Нередко отрицательную. 

Как навешиваются ярлыки

Рассмотрим на первый взгляд обычную, к сожалению, ситуацию — навешивание ярлыков в школе. Так, когда-то ничем не отличающийся парень после летних каникул, значительно прибавивший в росте, мгновенно среди одноклассников становится “шпалой”. Тихая, робкая девочка, из-за страха проявления, может быть “тормозом”. А старательная отличница — “зубрилой” и “ботаном”.  

Часто не только дети дарят прозвища. Учителя также могут поставить словесное клеймо на ребенке. 

Примерно у каждого в классе был парень, пусть условный Иванов, вызывая к доске которого, горе-педагог говорил: “Ну, что, ты готов сегодня, или как обычно?” И все с ним сразу понятно — “двоечник”, “тупица”. Или не разобравшись в ситуации, спихивали проблему на “бунтаря” и “задиру” Сашу — того самого непослушного парня, которому палец в рот не клади. 

Как влияют ярлыки на детей

А что же при этом чувствует сам “счастливый” обладатель ярлыка? Как это влияет на его мышление, жизнь, желание учиться и развиваться?

Со временем робкая девочка начинает верить, что она недостаточно умна и ей не добиться успеха, парень, слишком высокий по мнению других, идя к доске, сутулится, чтобы казаться ниже и не привлекать внимание, а “задира” Саша никак не хочет менять свое поведение, ведь ему уже ничего не поможет. Такое явление можно объяснить эффектом Пигмалиона. 

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя — психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.

В 1965 г. было проведено исследование: детей из разных школ собрали в одну группу, предупредив учителей, что это ребята с высоким показателем знаний. На самом деле уровень их интеллекта ничем не отличался от уровня их одноклассников. К концу учебного года, действительно, участники эксперимента показали лучшие результаты по итоговому тестированию. Это все связано с тем, что во время учебного года педагоги лояльнее относились к ученикам, давали возможность для творчества, поддерживали и верили в их успех. Тем самым стимулировали ребят к учебе.

Такое правило работает и в обратную сторону.

Важно помнить, что дети с неокрепшей психикой восприимчивы к информации и часто без фильтров воспринимают все, что о них говорят. А если это повторяется много раз, то становится истиной, которая влияет на самооценку, принятие решений и восприятие себя как личности. Так, ребенок, слушая, что он неудачник, таковым и будет себя воспринимать. И, возможно, когда станет взрослым ему понадобится несколько сотен часов личной терапии, чтобы наконец снять с себя этот ярлык.

Как помочь детям избавиться от навязанного ярлыка разберем в следующей статье.

Что почитать

Гершен Кауфман, Лев Рафаэль, Памела Эспеланд. “Ты сильнее, чем ты думаешь. Гид по твоей самооценке”

Книга для сомневающихся в себе подростков, которая поможет научиться управлять чувствами, говорить о переживаниях и брать на себя ответственность.

Виктория Дубицкая. “Все непросто. Как принимать самостоятельные решения и быть собой”

Практическая книга с заданиями на развитие личности и подсказками для сложных ситуаций. Также по ходу чтения подростки учатся понимать себя, работать со страхами, строить здоровые отношения, планировать и достигать поставленных целей.

Катерина Мурашова, Наталия Кривец. “Экзамен для подростков”

Книга для ребят 12-18 лет. Представлена 45 вопросами-историями, которые учат принимать верные нравственные решения и дает возможность оценить умение строить отношения с друзьями, родителями, другими взрослыми.

Больше статей на Дзен

Похожие статьи

Как получить компенсацию за путевку в детский лагерь в 2025 г.
Как получить компенсацию за путевку в детский лагерь в 2025 г.
Современный лагерь — активные, веселые и развивающие каникулы на природе. Дети получают возможность круто провести время без гаджетов. Возврат затрат на оплату путевки позволяет расширить выбор, отправив ребенка в то место, которое ему нравится, а не...
Что делать, если ребенок попал в плохую компанию: советы для родителей
Что делать, если ребенок попал в плохую компанию: советы для родителей
Каждый родитель мечтает о лучшем будущем для своего ребенка и для этого прилагает много усилий: больше работает, чтобы оплатить частную школу, репетиторов, кружки, качественно проводит время, читает книги, делится историями из своей жизни, показывает...
Подростковый кризис
Подростковый кризис
Подростковый кризис заслужил репутацию "великого и ужасного". Родители с тревогой ждут его наступления, учителя твердят о "трудных" и неуправляемых подростках. Масла в огонь подливают и литература с кинематографом, где подростки чаще всего предстают...

Подпишитесь и узнавайте первыми о наших самых горячих путёвках!