Последние годы наблюдается бум осознанного родительства. Папы и мамы читают книги по детской психологии и развитию детей, посещают тренинги, боятся лишний раз повысить голос, нарушить личные границы, скупают популярные настольные игры и отправляют детей на всевозможные кружки. В общем, стараются делать все максимально правильно и бережно, чтобы создать нужные условия для взросления и становления личности ребенка.
Но только ли родители могут на это повлиять? Конечно, нет. Ежедневно дети, особенно подростки, коммуницируют с разными людьми:
- учителями в школе;
- одноклассниками;
- друзьями;
- тренерами на секциях;
- педагогами на кружках и др.
Круг общения достаточно широк. И большинство вносит свою лепту. Нередко отрицательную.
Как навешиваются ярлыки
Рассмотрим на первый взгляд обычную, к сожалению, ситуацию — навешивание ярлыков в школе. Так, когда-то ничем не отличающийся парень после летних каникул, значительно прибавивший в росте, мгновенно среди одноклассников становится “шпалой”. Тихая, робкая девочка, из-за страха проявления, может быть “тормозом”. А старательная отличница — “зубрилой” и “ботаном”.
Часто не только дети дарят прозвища. Учителя также могут поставить словесное клеймо на ребенке.
Примерно у каждого в классе был парень, пусть условный Иванов, вызывая к доске которого, горе-педагог говорил: “Ну, что, ты готов сегодня, или как обычно?” И все с ним сразу понятно — “двоечник”, “тупица”. Или не разобравшись в ситуации, спихивали проблему на “бунтаря” и “задиру” Сашу — того самого непослушного парня, которому палец в рот не клади.
Как влияют ярлыки на детей
А что же при этом чувствует сам “счастливый” обладатель ярлыка? Как это влияет на его мышление, жизнь, желание учиться и развиваться?
Со временем робкая девочка начинает верить, что она недостаточно умна и ей не добиться успеха, парень, слишком высокий по мнению других, идя к доске, сутулится, чтобы казаться ниже и не привлекать внимание, а “задира” Саша никак не хочет менять свое поведение, ведь ему уже ничего не поможет. Такое явление можно объяснить эффектом Пигмалиона.
Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя — психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.
В 1965 г. было проведено исследование: детей из разных школ собрали в одну группу, предупредив учителей, что это ребята с высоким показателем знаний. На самом деле уровень их интеллекта ничем не отличался от уровня их одноклассников. К концу учебного года, действительно, участники эксперимента показали лучшие результаты по итоговому тестированию. Это все связано с тем, что во время учебного года педагоги лояльнее относились к ученикам, давали возможность для творчества, поддерживали и верили в их успех. Тем самым стимулировали ребят к учебе.
Такое правило работает и в обратную сторону.
Важно помнить, что дети с неокрепшей психикой восприимчивы к информации и часто без фильтров воспринимают все, что о них говорят. А если это повторяется много раз, то становится истиной, которая влияет на самооценку, принятие решений и восприятие себя как личности. Так, ребенок, слушая, что он неудачник, таковым и будет себя воспринимать. И, возможно, когда станет взрослым ему понадобится несколько сотен часов личной терапии, чтобы наконец снять с себя этот ярлык.
Как помочь детям избавиться от навязанного ярлыка разберем в следующей статье.
Что почитать
Гершен Кауфман, Лев Рафаэль, Памела Эспеланд. “Ты сильнее, чем ты думаешь. Гид по твоей самооценке”
Книга для сомневающихся в себе подростков, которая поможет научиться управлять чувствами, говорить о переживаниях и брать на себя ответственность.
Виктория Дубицкая. “Все непросто. Как принимать самостоятельные решения и быть собой”
Практическая книга с заданиями на развитие личности и подсказками для сложных ситуаций. Также по ходу чтения подростки учатся понимать себя, работать со страхами, строить здоровые отношения, планировать и достигать поставленных целей.
Катерина Мурашова, Наталия Кривец. “Экзамен для подростков”
Книга для ребят 12-18 лет. Представлена 45 вопросами-историями, которые учат принимать верные нравственные решения и дает возможность оценить умение строить отношения с друзьями, родителями, другими взрослыми.