+7 (495) 230-14-78 пн-пт 10:00 - 18:00

Знакома ли такая ситуация: ребенок, еще недавно послушный, веселый и ласковый, стал капризным, своенравным, хамит, любые просьбы воспринимает в штыки? Его как будто подменили! Если это разовая ситуация, причиной могут быть усталость, стресс, просто плохое настроение. А вот когда подобное поведение наблюдается в течение месяца и дольше, наиболее вероятное объяснение — у ребенка наступил возрастной кризис.

Каким же образом проявляются возрастные кризисы, сколько длятся, какова их роль в становлении детской личности и как реагировать родителям, чтобы не сойти с ума?

Что такое кризисы возраста и почему они появляются?

Возрастные кризисы — это переходные периоды, связанные со значимыми изменениями личности ребенка, которые обусловлены физиологическими, психологическими и социальными предпосылками. Каждый такой период является важным условием полноценного развития и дает возможность выйти на новую ступень взросления.

Впервые понятие возрастных кризисов было введено в первой половине 20 в. советским педагогом и психологом Л.С. Выготским, который назвал их "нормативными кризисами развития". Он обнаружил, что источник возникновения кризисов — изменение социальной ситуации. Иными словами, среды, в которой растет и развивается ребенок, и его отношений с этой средой. В младенчестве, к примеру, это система "ребенок-взрослый", в возрасте от 1 года — "ребенок-взрослый-предмет", а в 3 года — "Я и другие". 

Позднее ученик Выготского, А.Н. Леонтьев, дополнил теорию возрастных кризисов, сформулировав понятие ведущей деятельности, которая определяет развитие ребенка на каждом возрастном этапе. Например, у дошкольника ведущая деятельность — игровая, у школьника — учебная и т.д. Смена ведущего вида деятельности, как считал ученый, и лежит в основе появления кризисов возраста. 

Еще одна причина кризисов, обнаруженная психологом Л.И. Божович, — психические новообразования. Это умения, которые появляются у ребенка с достижением определенного возраста. Например, появление речи, освоение действий с предметами, саморефлексия и т.д. Эти вехи знаменуют окончание одного периода и начало другого, когда ребенок активно учится пользоваться новыми навыками и с их помощью по-новому взаимодействовать с окружающим миром.

Что происходит во время кризиса?

Со стороны кризис выглядит, как внезапный скачок в настроении и поведении ребенка, но это не так. Дело в том, что развитие психики циклично: короткие, но бурные кризисные периоды чередуются с более длительными и стабильными. Микроизменения, незаметные для окружающих, естественным образом происходят как раз в периоды стабильности, — у ребенка появляются новые потребности, знания, навыки, умения, качества, ценности. Постепенно они накапливаются, количество переходит в качество, и происходит тот самый скачок. 

В этом смысле процесс психического развития можно сравнить с физическим ростом ребенка, когда за лето он вдруг "вытягивается" так, что становятся коротки все вещи. Тогда окружающие замечают, что ребенок изменился. Происходит это, конечно, не за одну ночь, но виден лишь конечный результат.

Почему переход от одной ступени развития к другой протекает так трудно?

Во-первых, перемены — это всегда непросто, даже взрослым с устойчивой психикой нужно время, чтобы к ним адаптироваться. А чем младше ребенок, тем сложнее ему справляться со своими эмоциями. Он тяжело переживает изменения, которые происходят с его телом, чувствами, желаниями, мировоззрением.

Иногда физический рост опережает мышление, и тогда ребенок способен совершать действия, не понимая возможных последствий. А бывает наоборот — мозг развивается быстрее тела, поэтому ребенок хочет что-то сделать, но еще не знает, как. В результате он испытывает дискомфорт, тревогу, не чувствует стабильности и безопасности. Отсюда и неуправляемое поведение: перепады настроения, протесты, истерики, слезы, сопротивление старшим.

Кризис может затронуть не только эмоции и поведение ребенка, но и другие сферы его жизни: меняются пристрастия в еде или выборе одежды, увлечения, интересы и даже качество сна. Так психика реагирует на внутреннюю перестройку системы.

Во-вторых, трудности возникают потому, что взрослое окружение ребенка (родители, бабушки и дедушки, учителя) тоже не всегда готово к происходящим с ним изменениям. Они постепенно понимают, что прежние стратегии общения больше не работают, а новые пока не найдены. Непонятно, что делать с обостренными эмоциональными реакциями, с которыми они раньше не сталкивались. Это может пугать родителей и заставлять их чувствовать себя беспомощными, т.к. ребенок в кризисе практически не поддается воспитанию.

В этот период многое зависит от того, как выберут действовать взрослые: будут запрещать ребенку проявлять самостоятельность или согласятся, что кризис — часть процесса взросления, и поддержат его на этом непростом пути.

Календарь кризисов детского развития

В возрастной психологии есть разные периодизации психического развития: по Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьеву, Д.Б. Эльконину, Л.И. Божович, Э. Эриксону и т.д. Их отличие состоит в определении причин кризисов и соответствия их возрастным периодам, которых в среднем насчитывается от 4 до 6. Некоторые ученые дополнительно включают кризис новорожденности (первые 6-8 недель жизни), а также кризис ранней юности (17-18 лет). В остальном принципиальных разногласий между классификациями нет.

Возьмем за основу периодизацию, которой придерживается большинство современных исследователей. Она состоит из четырех возрастных периодов, связанных с ключевыми изменениями в развитии ребенка.

Кризис 1 года

Ребенок активно исследует мир: учится ходить и говорить (выражать эмоции с помощью звуков, слогов и отдельных слов), хватает окружающие предметы, взаимодействует с ними: рассматривает, бросает и поднимает, крутит в руках, пробует на вкус.

Ему хочется все это делать самому, без помощи мамы, но не всегда получается — либо просто пока не хватает навыков, либо взрослые не разрешают, боясь, что он упадет, поранится, ушибется. Поэтому малыш протестует: обижается, кидается игрушками, топает ногами, плачет, отказывается есть или одеваться.

В этот момент от поведения родителей зависит, какая стратегия поведения у ребенка будет преобладать: самостоятельная — с радостью узнавать новое, доверяя миру и своим возможностям, или ограничительная — бояться всего неизвестного, ни на шаг не отходя от мамы с папой.

Кризис 3 лет

У ребенка формируется связная речь, он начинает осознавать себя как отдельную от родителей личность и отстаивает свое "Я": право на индивидуальность, собственные интересы, мнения и действия.

Выражается это в том, что трехлетка во всем спорит с родителями, резко отрицает любые просьбы и предложения ("нет", "не хочу", "не буду" — главные слова), отказывается соблюдать любые правила (умываться, гулять, идти в садик и т.д.), пытается добиться своего с помощью крика, истерик, вспышек гнева. Также в этот период ребенок может стать чрезмерно обидчивым, ревнивым, чувствительным.

Это кризис установления личных границ ребенка и в то же время — проверки на прочность границ и авторитета родителей. Выдержать баланс в отношениях взрослым поможет твердая позиция, спокойствие и последовательность в воспитании, предоставление малышу самостоятельности и права выбора в определенных вопросах. 

Кризис 7 лет

Ребенок идет в школу, и этот период связан с серьезными внутренними и внешними изменениями. Меняется не только ведущая деятельность (с игровой на учебную), но и социальные роли, и ощущение себя, своего места в социуме. Ребенок начинает изучать и понимать свои чувства и поступки, отслеживать ответные реакции других людей. Этот период в значительной степени формирует его самооценку, причем отношение учителей и сверстников может как укрепить ее, так и разрушить.

С приобретением статуса школьника ребенок стремится поскорее стать взрослым. Тем более, что и окружение транслирует: "Ты уже не маленький, ходишь в школу, значит, должен вести себя, как взрослый". Он подражает поведению старших, требует свободы, не слушается, может обманывать, грубить, проявлять агрессию. Все это попытки показать себя взрослее, чем есть. Кроме того, могут возникнуть первые трудности с учебой, а отсюда страхи, тревожность, неуверенность в себе, нежелание идти в школу.

Родителям нужно дать ребенку время на адаптацию к школе, не наказывать за плохие отметки. Важно научить его адекватно оценивать свои ошибки и промахи, не оценивая при этом негативно самого себя.

Полезно также поощрять его стремление к взрослости и ответственности. Можно делегировать школьнику какую-то часть обязанностей: собирать рюкзак с вечера, выбирать себе одежду по погоде, поливать цветы, выносить мусор, кормить кошку и т.д.

Переходный возраст

Четкие границы подросткового возраста определить трудно, поэтому, характеризуя этот период, исследователи условно делят его на младший (12-14 лет) и старший (15-18 лет). Особенности протекания каждого этапа мы рассмотрим в следующих статьях, а сейчас отметим общие черты.

Важная предпосылка подросткового кризиса — гормональная перестройка организма, поскольку этот период совпадает с половым созреванием. Для подросткового поведения характерны повышенная эмоциональность и возбудимость, резкая смена настроений: то агрессивность, язвительность и несдержанность, то замкнутость, демонстративная обида и равнодушие. Подросток стремится к максимальной независимости, скрывает свои реальные переживания, бунтует против родителей и их надзора, поэтому в семьях случается так много конфликтов.

Многие ребята именно в подростковом возрасте впервые пробуют алкоголь и сигареты, воруют вещи и деньги у родителей, вступают в сексуальные отношения, что тоже является признаком протеста против запретов взрослых и попытки самоутвердиться.

Необходимость выбирать профессию и вуз, тревога за будущее, страхи и сомнения, связанные с внешностью и отношениями с противоположным полом — все это тоже оказывает давление на подростка и его поведение.

Родителям в этот период стоит запастись терпением и сосредоточиться на формировании партнерских, доверительных отношений с ребенком. Искать баланс между контролем и свободой, поддержкой и навязыванием своего мнения, заботой и потаканием любым желаниям, критикой и принятием.

Важно в этот момент не терять связь с ребенком и держать в голове главную цель — воспитать самостоятельного, цельного, ответственного и психологически устойчивого человека. Эти качества ему очень помогут во взрослой жизни.

Как отличить кризис от избалованности?

Иногда возникает путаница: что считать нормальным проявлением взросления, а что — просто признаком недостаточной строгости родителей и манипуляций со стороны ребенка?

Главное отличие в том, что неуправляемое поведение ребенка ограничивается временными рамками кризиса. Обычно острый период занимает несколько месяцев, и, когда он проходит, реакции снова становятся адекватными. Например, если ребенок 3-4 лет устраивает истерику в ответ на просьбу поделиться игрушкой с другим малышом, это обычная поведенческая модель, характерная для кризиса 3 лет. А вот если шестилетний ребенок ведет себя подобным образом, стоит насторожиться.

Получается, чтобы отделить избалованность от возрастных кризисов, нужно уметь отличать признаки этих явлений. Перечислим "красные флажки", говорящие о том, что пора пересмотреть подход к воспитанию:

  1. ощущение ребенком собственной исключительности, эгоцентризм;
  2. частые истерики, капризы и недовольство как способ получить желаемое (новую игрушку, гаджет, сладости, внимание родителей);
  3. отказ соблюдать правила, ощущение вседозволенности;
  4. отсутствие эмпатии и желания помочь людям;
  5. неуважение родителей и других взрослых, грубость и хамство по отношению к ним, отсутствие угрызений совести по этому поводу;
  6. импульсивное поведение, ребенок идет на поводу у своих желаний и не понимает, что такое ответственность и "надо";
  7. неумение справляться с отказами, разочарованиями, неприятным опытом.

Отдельные черты могут проявляться в поведении ребенка в периоды кризисов, но они не должны составлять основу его поведения постоянно.

Последствия кризисов

Каждый кризисный период определенным образом меняет личность ребенка. В идеале, на выходе из кризиса он должен приобрести новые умения, навыки и качества: доверие к миру и окружающим, самостоятельность, возможность управлять своими эмоциями и поведением, уверенность в себе, целеустремленность, здоровую самооценку, внутреннюю целостность, профессиональное и личностное самоопределение и т.д.

А что, если кризис не был пройден? По мнению Л.С. Выготского, в этом случае ребенок не сможет успешно перейти на новую ступень, так как именно кризисы являются движущей силой развития.

Непрожитый кризис может проявиться позже и будет, скорее всего, восприниматься более остро и травматично. Например, если в подростковый период ребенок по каким-то причинам не прошел сепарацию от родителей, он будет снова и снова возвращаться к этому во взрослом возрасте: демонстрировать инфантильное поведение, зависеть от мнения старших, бояться им противоречить, испытывать трудности с принятием самостоятельных решений.

Хорошая новость в том, что психика человека очень гибкая, и с каждым следующим кризисом ребенку дается возможность доработать, прожить и получить то, что не было доработано, прожито и получено в прошлый раз.

Что делать родителям?

Подготовьтесь к кризису заранее. Необходимо изучить вопрос, чтобы знать, как проявляются кризисы разных возрастов. Это сбережет нервные клетки и взрослым, и ребенку. Понимая, что с ним происходит, родители не будут подавлять "неудобные" эмоции и поведение, а это поможет преодолеть кризис без последствий в виде психологических травм в будущем.

Сохраняйте спокойствие. Ребенок в кризисе очень уязвим и эмоционален, причем его реакции нестабильны и все время меняются. Если взрослые тоже дадут волю чувствам, начнут кричать, срывать злость на нем, ни к чему хорошему это не приведет. Родители должны быть главными в этой ситуации, уверенно контролировать ее. Ребенок подсознательно это "считает" и быстрее успокоится.

Установите правила и соблюдайте их. Не нужно идти на поводу у детских истерик и менять свои решения в угоду капризам. Если дано обещание что-то сделать, будь то поощрение или наказание, — нужно держать слово. Это научит ребенка доверять, укрепит родительский авторитет и пресечет манипуляции в дальнейшем. 

Предоставьте свободу. Это не значит, что ребенок может делать все, что хочет. Но важно постараться снизить уровень опеки, дать возможность проявить самостоятельность и принимать решения самостоятельно (в рамках возраста). Пусть он даже будет совершать ошибки, но это будут его ошибки, его опыт, который поможет многому научиться.

Поддержите ребенка. Важно помнить, что ребенку тоже сейчас сложно. Нужно проводить время вместе, разговаривать, делиться переживаниями, рассказывать, какими родители были в его возрасте. Показать ребенку, что его понимают и любят, несмотря на бурные эмоции, резкие слова и капризное поведение. Любой кризис рано или поздно закончится, а ощущение родительской любви и поддержки останется с ребенком навсегда.

Больше статей на Дзен

Похожие статьи

Как получить компенсацию за путевку в детский лагерь в 2025 г.
Как получить компенсацию за путевку в детский лагерь в 2025 г.
Современный лагерь — активные, веселые и развивающие каникулы на природе. Дети получают возможность круто провести время без гаджетов. Возврат затрат на оплату путевки позволяет расширить выбор, отправив ребенка в то место, которое ему нравится, а не...
Что делать, если ребенок попал в плохую компанию: советы для родителей
Что делать, если ребенок попал в плохую компанию: советы для родителей
Каждый родитель мечтает о лучшем будущем для своего ребенка и для этого прилагает много усилий: больше работает, чтобы оплатить частную школу, репетиторов, кружки, качественно проводит время, читает книги, делится историями из своей жизни, показывает...
Подростковый кризис
Подростковый кризис
Подростковый кризис заслужил репутацию "великого и ужасного". Родители с тревогой ждут его наступления, учителя твердят о "трудных" и неуправляемых подростках. Масла в огонь подливают и литература с кинематографом, где подростки чаще всего предстают...

Подпишитесь и узнавайте первыми о наших самых горячих путёвках!