Продолжаем знакомиться с особенностями поведения и взаимодействия с высокочувствительными детьми. Можно выделить еще три признака, которые им присущи: это повышенная осторожность, тревожность и добросовестность.
1. Повышенная осторожность
Для высокочувствительных детей характерна более глубокая обработка внешних раздражителей. В свою очередь это приводит к тому, что они медленнее реагируют на сигналы, поступающие извне. Со стороны же кажется, что такие дети обладают осторожной манерой поведения. Им требуется больше времени на принятие решений и на адаптацию к окружающей среде.
2. Тревожность
Высокочувствительные дети умеют хорошо представить последствия и риски того или иного происшествия, которое не касается их напрямую, но становится источником повышенной тревожности. Например, услышав новость о пожаре, они могут озаботиться безопасностью дома, в котором живут.
3. Добросовестность
Высокочувствительные дети очень тяжело воспринимают личные промахи и ошибки. У них высокий уровень сознательности и стремления сделать всё наилучшим образом.
Безусловно каждый из вышеприведенных признаков не означает того, что ребенок относится к категории высокочувствительных детей. Но в совокупности они говорят о необходимости повнимательнее присмотреться к его поведению и реакциям.
Отличия высокой чувствительности от других похожих состояний
Некоторые заболевания имеют признаки, схожие с теми, что характерны для высокочувствительных детей. И очень важно понимать, как отличить одно состояние от другого, чтобы знать, когда ребенку нужна медицинская помощь.
1. Расстройства аутичного спектра (РАС)
Между РАС и высокой чувствительностью есть целый ряд схожих черт:
- непереносимость резких звуков, запахов и т.п.;
- сложности с восприятием нового;
- склонность к ритуалам;
- негативное отношение к переменам;
- сложности с налаживанием новых связей;
- сенсорная перегрузка.
Но несмотря на то, что между детьми с расстройствами аутичного спектра и высокочувствительными детьми, можно найти много общего — это разные состояния. Суть расстройств аутичного спектра в том, что у детей нарушено взаимодействие с социумом. Они испытывают проблемы с вербальной и невербальной коммуникацией, не понимают сигналов, которые получают от других людей. Потому у них крайне ослаблено чувство юмора и эмпатия, которые характерны для высокочувствительных детей.
Еще одно отличие заключается в умении отстаивать свои личные границы. Высокочувствительные дети постараются либо избежать конфликта, либо увильнуть от него, убежав к родителям или другим хорошо знакомым людям. Они могут расплакаться от несправедливого отношения к себе, повышенного в их сторону голоса. Дети с РАС могут в том числе агрессивно отреагировать на вторжение в их личные границы — вплоть до попытки ударить “обидчика”.
2. Синдром дефицита внимания (СДВ)
Высокочувствительные дети могут бросать начатое, не доделав. Им свойственно отвлекаться и забывать о запланированном. Это объединяет их с детьми, имеющих синдром дефицита внимания.
Однако есть и существенное различие и связано оно с причиной, по которой отвлекаются высокочувствительные дети и дети с СДВ. Первые чутко реагируют на происходящие вокруг них изменения. В спокойной привычной обстановке они успешно концентрируются на том, чем занимаются в данный момент. К тому же они вполне могут вспомнить о брошенном деле и вернуться к нему, спустя некоторое время. Детям с СДВ сложно сконцентрироваться на одной задаче даже в самых благоприятных для них условиях и без помощи взрослых они вряд ли вернутся к тому, от чего отвлеклись.
3. Стресс
Высокочувствительный ребенок часто производит такое впечатление, как будто находится в стрессовой ситуации. Плаксивость, тревожность, проблемы со сном и аппетитом, сильная привязанность к родителям — все это похоже на поведение детей, которые испытывают стресс, например, при резком изменении атмосферы в семье или при адаптации в детском саду или школе.
Но для высокочувствительных детей подобное состояние естественно. Повышенная эмоциональность и чувствительность не исчезает только потому, что ребенок выспался лучше, чем в предыдущие дни, или после того, как успешно адаптировался к учебе в школе.
Высокочувствительные дети требуют к себе внимательного отношения, учитывающего особенности их нервной системы. Но при бережном и любящем подходе из них вырастают высокочувствительные, но успешные взрослые люди.
Что почитать?
Элейн Эйрон. Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире
Первая книга автора на тему высокочувствительных людей. Рассказывает о присущих им особенностях и о том, как решать типичные для них проблемы.
Элейн Эйрон. Высокочувствительный ребенок. Как помочь нашим детям расцвести в этом тяжелом мире
Книга из двух частей, в которой автор подробно разбирает понятие, признаки и методы воспитания высокочувствительного ребенка.
Читайте также: