Оставить ребенка одного дома — важный и волнительный вопрос для родителей. С одной стороны, самостоятельность необходима. С другой — это решение требует понимания правовых аспектов, рисков и зрелости ребенка. В этой статье разбираемся, с какого возраста малолетних детей можно оставлять одних, что по этому поводу говорит закон и как подготовить их к такому опыту.
С какого возраста можно оставлять ребенка одного дома по законодательству РФ
Бывает, что родителям приходится оставлять ребенка одного дома. Например, он заболел, и нужно бежать в аптеку за жаропонижающим, наступили каникулы, а присмотреть за школьником некому — взрослые работают. Ситуации у всех разные, а решение папы и мамы в большинстве принимают одно — оставить чадо дома без присмотра.
Принимать такое решение стоит опираясь на правовые аспекты и готовность ребенка быть самому. Но тут интересно, что закона в России, который называет точный возраст ребенка, когда его можно оставить одного дома, не существует. И, действительно, например, кто-то из детей уже в семь лет может сам за собой присмотреть и даже ездит в лагерь на две недели без родителей, а кто-то и в десять не готов остаться один даже на час.
Но отсутствие закона не снимает уголовной ответственности родителей за здоровье и сохранность жизни детей до их совершеннолетия (ст. 63 и 65 Семейного кодекса РФ). И в крайних ситуациях папы и мамы (опекуны) могут быть наказаны мерой от штрафа до лишения свободы.
Ответственность родителей за оставление ребенка одного дома перед законом
Если с ребенком что-то случится, когда родителей нет дома, то в зависимости от ситуации их ответственность регламентируется законодательными актами:
- Статья 125 УК РФ касается ситуаций, когда ребенок, скорее малыш или дошкольник, который не может сам о себе позаботиться, остался один дома в условиях опасных для его жизни и здоровья. Например, в квартире с открытыми окнами, спичками и лекарствами на видном месте. В таком случае родителям грозит минимальная ответственность — штраф, максимальная — лишение свободы сроком на год.
- Статья 5.35 КоАП РФ применяется в случаях, когда несовершеннолетний остался в опасных условиях, например, в соседней комнате, даже когда родители были дома, но не пострадал. Мера ответственности: от предупреждения до штрафа в размере до 500 руб.
- Статья 77 СК РФ касается серьезных ситуаций, когда условия содержания, созданные родителями для ребенка, угрожают его здоровью и жизни. В таком случае органы опеки могут лишить родителей родительских прав и забрать ребенка.
Последствия от того, что чадо оставили без присмотра, могут быть необратимыми. Поэтому важно отталкиваться не от жизненных обстоятельств, а от его готовности быть одному.
Как подготовить ребенка к тому, чтобы он остался один дома

Переход к самостоятельности обязательно должен быть постепенным. Для начала оставляйте ребенка одного на короткое время — 10–15 минут. Объясните, куда уходите и когда вернетесь. Важно соблюдать обещания: если сказали, что придете через полчаса — так и сделайте.
Ниже даем рекомендации, чему родители обязаны научить ребенка до того, как оставить его без присмотра.
- Пользоваться мобильным телефоном, следить за его уровнем заряда и знать необходимые номера: родителей, экстренных служб, дедушек, бабушек и тех, кому можно позвонить в случае непредвиденных ситуаций.
- Разбираться во времени, чтобы понимать, когда родители вернутся домой.
- Знать домашний адрес, фамилии, имена свои и родителей.
- Закрывать и открывать входные двери.
- Пользоваться электроприборами по инструкции, например, микроволновой печью.
- Знать, как действовать в случае неожиданных и опасных ситуаций: пожара, потопа, стука в дверь незнакомцем.
Подготовка ребенка, обсуждение правил безопасности — это первый шаг. Второй — создать безопасные условия в квартире или доме, где будет оставаться чадо один.
Как предотвратить опасные ситуации для ребенка дома
Самое главное — предусмотреть потенциальные риски: порезы, отравление, ожоги, пожар и др. Заведомое обеспечение взрослыми безопасного нахождения дома ребенка позволит предотвратить опасности и угрозы для его здоровья. Поэтому стоит:
- Спрятать опасные, острые и токсичные приборы и предметы: спички, ножи, иголки, маникюрные ножницы, строительные инструменты, бытовую химию, легковоспламеняющиеся вещества, лекарства.
- Ограничить доступ к плите. В этом случае лучше приготовить ребенку ту еду, которую он легко может разогреть в микроволновой печи или ту, которую греть не нужно.
- Ограничить доступ к балкону и окнам. Установить замки или ограничители, чтобы ребенок не смог сам открыть створку полностью. Этот пункт больше касается детей младшего школьного возраста.
- Закрыть розетки защитными заглушками.
- Проверить работоспособность звонка, замков, связи.
- Поговорить с соседями или родственниками, которым вы доверяете и которые смогут при необходимости помочь.
- Использовать современные технологии. Например, детские часы с GPS, видеоняни, тревожные кнопки или настроить видеозвонок.
- Обсудить с ребенком, как он будет проводить время один дома. Также родители могут помочь не скучать ему, оставив настольные игры, книги, альбомы для рисования, раскраски, карандаши, фломастеры, список фильмов, которые можно посмотреть.
- Записать или распечатать важные номера телефонов и оставить листок на видном месте.
- Составить список правил, как ребенок должен вести себя в той или иной ситуации, распечатать и повесить рядом с номерами телефонов.
- Не переставать родителям контролировать чадо во время их отсутствия. Например, можно договориться каждые полчаса переписываться в мессенджерах или созваниваться на 1-2 минуты, чтобы узнать как дела друг у друга.
Решив все организационные моменты, важно понять, готово ли чадо на самом деле остаться один дома.
Как понять, что ребенок готов остаться один дома

Разговоры с ребенком, его подготовка, возраст — не главные критерии того, что он уже готов остаться без присмотра. В первую очередь нужно оценивать его психическую устойчивость, развитые бытовые навыки и понимание им уровня ответственности.
Психическая устойчивость
Родители должны убедиться, что ребенок готов остаться один дома и не тревожится по этому поводу. Важно, чтобы он не впадал в панику в одиночестве, если кто-то вдруг позвонит в дверь, случилась неожиданная и неприятная ситуация. Еще один признак — навык чада самого себя занять: почитать книгу, сделать поделку, поиграть в игры, крайний случай — включить телевизор и посмотреть фильмы, мультфильмы. Если ему интересно проводить время самим с собой, когда взрослые дома, значит, он справится и в одиночестве.
Бытовые навыки
Сюда относится умение дошкольника или школьника позаботиться о себе на элементарном уровне, например, умыться, разогреть обед, приготовить чай, настроить воду из крана, сделать уроки.
Понимание уровня ответственности
Остаться одному — значит самостоятельно нести ответственность за себя и за то место, в котором находишься. Важно быть уверенным, что ребенок знает базовые правила безопасности: не открывать дверь незнакомцам и не разговаривать с ними, даже если это «сосед», уметь пользоваться телефоном, на случай звонка родителям, в полицию или скорую помощь, и, конечно, поддерживать чистоту и порядок дома.
Перед тем, как оставить ребенка первый раз надолго без присмотра, хорошо попробовать, чтобы он побыл один хотя бы 10-15 минут. После такого небольшого эксперимента поговорите с ним, узнайте, чувствовал ли он себя уверенно, в безопасности. И постепенно можно увеличивать интервал отсутствия взрослых.Также положительный признак, когда чадо сам говорит, что уже готов и хотел бы остаться один дома.
Когда можно оставлять ребенка одного на ночь

Оставлять ребенка одного на ночь — гораздо более серьезное решение. Ночь — это особое время суток, когда тревожность выше, а доступ к помощи — ниже. Даже если днем он прекрасно справляется, ночное одиночество может быть психологически тяжелым. Поэтому, прежде чем оставить чадо на ночь, важно провести «репетиции»: начинать с вечеров, постепенно увеличивая время отсутствия.
Что же касается возраста, то со стороны закона он также не определен. Мнение некоторых психологов, что это допустимо не ранее 12–14 лет, и только если ребенок хорошо адаптирован, умеет справляться со страхами, знает алгоритм действий в экстренных ситуациях и не раз оставался дома один днем, при этом чувствовал себя спокойно и в безопасности.
Оставлять ребенка одного дома — в первую очередь про его эмоциональную зрелость, самостоятельность, возможность самому о себе позаботиться, а потом уже про возраст. Верная подготовка, четкие правила и наблюдение за реакцией ребенка, работа над доверием в семье — помогут родителям принять взвешенное и верное решение.