Забронируйте отдых для детей!
Иконка закрыть

Оставить ребенка одного дома — важный и волнительный вопрос для родителей. С одной стороны, самостоятельность необходима. С другой — это решение требует понимания правовых аспектов, рисков и зрелости ребенка. В этой статье разбираемся, с какого возраста малолетних детей можно оставлять одних, что по этому поводу говорит закон и как подготовить их к такому опыту.

С какого возраста можно оставлять ребенка одного дома по законодательству РФ

Бывает, что родителям приходится оставлять ребенка одного дома. Например, он заболел, и нужно бежать в аптеку за жаропонижающим, наступили каникулы, а присмотреть за школьником некому — взрослые работают. Ситуации у всех разные, а решение папы и мамы в большинстве принимают одно — оставить чадо дома без присмотра.

Принимать такое решение стоит опираясь на правовые аспекты и готовность ребенка быть самому. Но тут интересно, что закона в России, который называет точный возраст ребенка, когда его можно оставить одного дома, не существует. И, действительно, например, кто-то из детей уже в семь лет может сам за собой присмотреть и даже ездит в лагерь на две недели без родителей, а кто-то и в десять не готов остаться один даже на час.

Но отсутствие закона не снимает уголовной ответственности родителей за здоровье и сохранность жизни детей до их совершеннолетия (ст. 63 и 65 Семейного кодекса РФ). И в крайних ситуациях папы и мамы (опекуны) могут быть наказаны мерой от штрафа до лишения свободы.

Ответственность родителей за оставление ребенка одного дома перед законом

Если с ребенком что-то случится, когда родителей нет дома, то в зависимости от ситуации их ответственность регламентируется законодательными актами:

  1. Статья 125 УК РФ касается ситуаций, когда ребенок, скорее малыш или дошкольник, который не может сам о себе позаботиться, остался один дома в условиях опасных для его жизни и здоровья. Например, в квартире с открытыми окнами, спичками и лекарствами на видном месте. В таком случае родителям грозит минимальная ответственность — штраф, максимальная — лишение свободы сроком на год.
  2. Статья 5.35 КоАП РФ применяется в случаях, когда несовершеннолетний остался в опасных условиях, например, в соседней комнате, даже когда родители были дома, но не пострадал. Мера ответственности: от предупреждения до штрафа в размере до 500 руб.
  3. Статья 77 СК РФ касается серьезных ситуаций, когда условия содержания, созданные родителями для ребенка, угрожают его здоровью и жизни. В таком случае органы опеки могут лишить родителей родительских прав и забрать ребенка.

Последствия от того, что чадо оставили без присмотра, могут быть необратимыми. Поэтому важно отталкиваться не от жизненных обстоятельств, а от его готовности быть одному.

Как подготовить ребенка к тому, чтобы он остался один дома

Переход к самостоятельности обязательно должен быть постепенным. Для начала оставляйте ребенка одного на короткое время — 10–15 минут. Объясните, куда уходите и когда вернетесь. Важно соблюдать обещания: если сказали, что придете через полчаса — так и сделайте.

Ниже даем рекомендации, чему родители обязаны научить ребенка до того, как оставить его без присмотра.

  1. Пользоваться мобильным телефоном, следить за его уровнем заряда и знать необходимые номера: родителей, экстренных служб, дедушек, бабушек и тех, кому можно позвонить в случае непредвиденных ситуаций.
  2. Разбираться во времени, чтобы понимать, когда родители вернутся домой.
  3. Знать домашний адрес, фамилии, имена свои и родителей.
  4. Закрывать и открывать входные двери.
  5. Пользоваться электроприборами по инструкции, например, микроволновой печью.
  6. Знать, как действовать в случае неожиданных и опасных ситуаций: пожара, потопа, стука в дверь незнакомцем.

Подготовка ребенка, обсуждение правил безопасности — это первый шаг. Второй — создать безопасные условия в квартире или доме, где будет оставаться чадо один.

Как предотвратить опасные ситуации для ребенка дома

Самое главное — предусмотреть потенциальные риски: порезы, отравление, ожоги, пожар и др. Заведомое обеспечение взрослыми безопасного нахождения дома ребенка позволит предотвратить опасности и угрозы для его здоровья. Поэтому стоит:

  1. Спрятать опасные, острые и токсичные приборы и предметы: спички, ножи, иголки, маникюрные ножницы, строительные инструменты, бытовую химию, легковоспламеняющиеся вещества, лекарства.
  2. Ограничить доступ к плите. В этом случае лучше приготовить ребенку ту еду, которую он легко может разогреть в микроволновой печи или ту, которую греть не нужно.
  3. Ограничить доступ к балкону и окнам. Установить замки или ограничители, чтобы ребенок не смог сам открыть створку полностью. Этот пункт больше касается детей младшего школьного возраста.
  4. Закрыть розетки защитными заглушками.
  5. Проверить работоспособность звонка, замков, связи.
  6. Поговорить с соседями или родственниками, которым вы доверяете и которые смогут при необходимости помочь.
  7. Использовать современные технологии. Например, детские часы с GPS, видеоняни, тревожные кнопки или настроить видеозвонок.
  8. Обсудить с ребенком, как он будет проводить время один дома. Также родители могут помочь не скучать ему, оставив настольные игры, книги, альбомы для рисования, раскраски, карандаши, фломастеры, список фильмов, которые можно посмотреть.
  9. Записать или распечатать важные номера телефонов и оставить листок на видном месте.
  10. Составить список правил, как ребенок должен вести себя в той или иной ситуации, распечатать и повесить рядом с номерами телефонов.
  11. Не переставать родителям контролировать чадо во время их отсутствия. Например, можно договориться каждые полчаса переписываться в мессенджерах или созваниваться на 1-2 минуты, чтобы узнать как дела друг у друга.

Решив все организационные моменты, важно понять, готово ли чадо на самом деле остаться один дома.

Как понять, что ребенок готов остаться один дома

Разговоры с ребенком, его подготовка, возраст — не главные критерии того, что он уже готов остаться без присмотра. В первую очередь нужно оценивать его психическую устойчивость, развитые бытовые навыки и понимание им уровня ответственности.

Психическая устойчивость

Родители должны убедиться, что ребенок готов остаться один дома и не тревожится по этому поводу. Важно, чтобы он не впадал в панику в одиночестве, если кто-то вдруг позвонит в дверь, случилась неожиданная и неприятная ситуация. Еще один признак — навык чада самого себя занять: почитать книгу, сделать поделку, поиграть в игры, крайний случай — включить телевизор и посмотреть фильмы, мультфильмы. Если ему интересно проводить время самим с собой, когда взрослые дома, значит, он справится и в одиночестве.

Бытовые навыки

Сюда относится умение дошкольника или школьника позаботиться о себе на элементарном уровне, например, умыться, разогреть обед, приготовить чай, настроить воду из крана, сделать уроки.

Понимание уровня ответственности

Остаться одному — значит самостоятельно нести ответственность за себя и за то место, в котором находишься. Важно быть уверенным, что ребенок знает базовые правила безопасности: не открывать дверь незнакомцам и не разговаривать с ними, даже если это «сосед», уметь пользоваться телефоном, на случай звонка родителям, в полицию или скорую помощь, и, конечно, поддерживать чистоту и порядок дома.

Перед тем, как оставить ребенка первый раз надолго без присмотра, хорошо попробовать, чтобы он побыл один хотя бы 10-15 минут. После такого небольшого эксперимента поговорите с ним, узнайте, чувствовал ли он себя уверенно, в безопасности. И постепенно можно увеличивать интервал отсутствия взрослых.Также положительный признак, когда чадо сам говорит, что уже готов и хотел бы остаться один дома.

Когда можно оставлять ребенка одного на ночь

Оставлять ребенка одного на ночь — гораздо более серьезное решение. Ночь — это особое время суток, когда тревожность выше, а доступ к помощи — ниже. Даже если днем он прекрасно справляется, ночное одиночество может быть психологически тяжелым. Поэтому, прежде чем оставить чадо на ночь, важно провести «репетиции»: начинать с вечеров, постепенно увеличивая время отсутствия.

Что же касается возраста, то со стороны закона он также не определен. Мнение некоторых психологов, что это допустимо не ранее 12–14 лет, и только если ребенок хорошо адаптирован, умеет справляться со страхами, знает алгоритм действий в экстренных ситуациях и не раз оставался дома один днем, при этом чувствовал себя спокойно и в безопасности.

Оставлять ребенка одного дома — в первую очередь про его эмоциональную зрелость, самостоятельность, возможность самому о себе позаботиться, а потом уже про возраст. Верная подготовка, четкие правила и наблюдение за реакцией ребенка, работа над доверием в семье — помогут родителям принять взвешенное и верное решение.

Больше статей на Дзен

Похожие статьи

Лагерь «Робинзонада»
Лагерь «Робинзонада»
«Робинзонада» — тематический сюжетно-ролевой лагерь, который погружает ребят в фэнтезийные миры, где они перевоплощаются в вымышленных персонажей и встречают любимых героев из фильмов и книг. Каждый день в лагере новая ролевка, которую придумывают и...
Детский лагерь «Академия звезд»
Детский лагерь «Академия звезд»
«Академия звезд» — активный отдых для детей, которые любят творчество и хотят развиваться в любимом направлении. Лагерь работает с 2009 года и создан как пространство, где ребята могут попробовать себя в кино, театре, танцах или декоративно-прикладно...
Лагерь «Media Camp»
Лагерь «Media Camp»
«Media Camp» — это творческий лагерь, где дети пробуют себя в самых разных профессиях из сферы медиа: от оператора до блогера. В программе запланированы занятия, которые знакомят со сферой медиа с разных сторон: съемка фото и видео;монтаж роликов;осн...