Так что же делать, если на ребенка уже навесили ярлык?
1. Высказать сожаление и показать небезразличие к проблеме. Можно воспользоваться методом активного слушания (подробнее читайте в книге Ю. Гиппенрейтер “Общаться с ребенком как?”): “Да, я тебя понимаю, это обидно и непросто, тебе сейчас приходится несладко. Грустно, что ты оказался в такой ситуации”. Благодаря таким фразам ребенок понимает, что его слышат, принимают и поддерживают.
2. Отметить, что, с ребенком все в порядке. В качестве примера можно найти истории известных личностей, актеров, певцов, спортсменов, ученых, которые столкнулись с похожей ситуацией, справились и добились успеха в жизни.
3. Поработать с эмоциями ребенка. С детьми более младшего возраста можно читать терапевтические сказки с последующим обсуждением и выводами, использовать арт-терапию. Подростков можно отправить в личную или групповую терапию, где они знакомятся с другими ребятами и взрослыми, которые помогают справиться.
4. Выяснить подробности. Узнать с чего все началось, как долго это длится, кто участвует, как реагирует учитель и сама жертва.
Если ярлык навесили дети, научить отвечать. Причем, это могут быть разные фразы, и вроде: “Кто обзывается, тот и сам так называется” (в самых легких случаях), и вроде необычных, сбивающих с толку:
"Юля — зубрила!"
"Да, я умная, и мне это нравится, а мои родители гордятся мной."
Важно при ответе не проявлять излишнюю эмоциональность: кричать, плакать, показывать обиду, раздражение, а говорить уверенно и спокойно. А чтобы чувствовать себя более устойчиво при конфликте, предложите ребенку дома потренировать фразы перед зеркалом или с кем-то из родителей. Если в реальной ситуации не получилось с первого раза дать отпор, нужно пробовать снова. Здесь срабатывает правило: когда обидчик видит, что оскорбление не цепляет, постепенно ситуация начинает утихать.
Часто бывают случаи, что сам учитель навесил ярлык. Тогда нужно не пускать ситуацию на самотек и идти в школу с разговором.
Положение ребенка становится сложным, когда, на первый взгляд, безобидное обзывательство переходит в травлю. И если, после предпринятых действий, не происходит никаких изменений в отношениях между детьми, учитель и директор школы безучастны, то стоит принять решение о смене учебного заведения.
Лагерь, как способ снятия ярлыка
Обычно навешивают ярлыки на более слабых ребят, тех, кто отличается от других, не может за себя постоять. Обратите внимание на самооценку, уверенность и умение общаться своего ребенка. Если заметны сложности, то одним из способов дать ему возможность почувствовать свою внутреннюю силу, а также сменить обстановку и круг общения, может стать отдых в детском лагере.
Организаторы предлагают самые разные направления.
1. Раскрыться и научиться проявляться смогут помочь творческие лагеря, где преподают театральное искусство, актерское мастерство, танцы. Полезен будет и курс ораторского мастерства, на котором дети учатся убеждать, говорить и быть услышанными.
2. Найти свои ценности, понять, кто я на самом деле, определить жизненные ориентиры и внутренний потенциал можно в психологическом лагере. Также на таких программах часто предлагают индивидуальные консультации с психологом для разбора конкретных случаев.
3. Поверить в себя и свои силы поможет экстремальный туристический лагерь, где все ребята равны между собой и перед ними стоит задача — научиться жить в нестандартных природных условиях.
Определяющее значение в случае с ярлыками, а хуже буллингом, играет отношение родителей к конфликту. Если они заинтересованы в решении, объединяются с ребенком и действуют, как команда, то такой системный подход приведет к положительному разрешению ситуации.
Что почитать
Ю. Гиппенрейтер. “Общаться с ребенком как?”
Книга, которая поможет родителям детей любого возраста наладить с ними контакт и улучшить отношения.
Дж. Крист. “Давай дружить. Как знакомиться, общаться и поддерживать дружбу”
Книга подойдет для подростков, которые хотят научиться заводить знакомства, и для родителей, которые хотят помочь своим детям найти друзей.
Ш. Пепен. “Уверенность в себе. Размышления о вере в себя, в других людей и в жизнь”
Книга повествует о секрете уверенности в себе через опыт философов, мыслителей, спортсменов, артистов и других известных людей.
Еще по теме:
“Шпала”, “задира”, “ботан”: навешивание ярлыков в школе и их последствия. Часть 1