+7 (495) 230-14-78 пн-пт 10:00 - 18:00

Так что же делать, если на ребенка уже навесили ярлык?

1. Высказать сожаление и показать небезразличие к проблеме. Можно воспользоваться методом активного слушания (подробнее читайте в книге Ю. Гиппенрейтер “Общаться с ребенком как?”): “Да, я тебя понимаю, это обидно и непросто, тебе сейчас приходится несладко. Грустно, что ты оказался в такой ситуации”. Благодаря таким фразам ребенок понимает, что его слышат, принимают и поддерживают.

2. Отметить, что, с ребенком все в порядке. В качестве примера можно найти истории известных личностей, актеров, певцов, спортсменов, ученых, которые столкнулись с похожей ситуацией, справились и добились успеха в жизни. 

3. Поработать с эмоциями ребенка. С детьми более младшего возраста можно читать терапевтические сказки с последующим обсуждением и выводами, использовать арт-терапию. Подростков можно отправить в личную или групповую терапию, где они знакомятся с другими ребятами и взрослыми, которые помогают справиться.

4. Выяснить подробности. Узнать с чего все началось, как долго это длится, кто участвует, как реагирует учитель и сама жертва.

Если ярлык навесили дети, научить отвечать. Причем, это могут быть разные фразы, и вроде: “Кто обзывается, тот и сам так называется” (в самых легких случаях), и вроде необычных, сбивающих с толку:

"Юля — зубрила!"

"Да, я умная, и мне это нравится, а мои родители гордятся мной."

Важно при ответе не проявлять излишнюю эмоциональность: кричать, плакать, показывать обиду, раздражение, а говорить уверенно и спокойно. А чтобы чувствовать себя более устойчиво при конфликте, предложите ребенку дома потренировать фразы перед зеркалом или с кем-то из родителей. Если в реальной ситуации не получилось с первого раза дать отпор, нужно пробовать снова. Здесь срабатывает правило: когда обидчик видит, что оскорбление не цепляет, постепенно ситуация начинает утихать.

Часто бывают случаи, что сам учитель навесил ярлык. Тогда нужно не пускать ситуацию на самотек и идти в школу с разговором.

Положение ребенка становится сложным, когда, на первый взгляд, безобидное обзывательство переходит в травлю. И если, после предпринятых действий, не происходит никаких изменений в отношениях между детьми, учитель и директор школы безучастны, то стоит принять решение о смене учебного заведения.

Лагерь, как способ снятия ярлыка

Обычно навешивают ярлыки на более слабых ребят, тех, кто отличается от других, не может за себя постоять. Обратите внимание на самооценку, уверенность и умение общаться своего ребенка. Если заметны сложности, то одним из способов дать ему возможность почувствовать свою внутреннюю силу, а также сменить обстановку и круг общения, может стать отдых в детском лагере.

Организаторы предлагают самые разные направления.

1. Раскрыться и научиться проявляться смогут помочь творческие лагеря, где преподают театральное искусство, актерское мастерство, танцы. Полезен будет и курс ораторского мастерства, на котором дети учатся убеждать, говорить и быть услышанными.

2. Найти свои ценности, понять, кто я на самом деле, определить жизненные ориентиры и внутренний потенциал  можно в психологическом лагере. Также на таких программах часто предлагают индивидуальные консультации с психологом для разбора конкретных случаев. 

3. Поверить в себя и свои силы поможет экстремальный туристический лагерь, где все ребята равны между собой и перед ними стоит задача — научиться жить в нестандартных природных условиях. 

Определяющее значение в случае с ярлыками, а хуже буллингом, играет отношение родителей к конфликту. Если они заинтересованы в решении, объединяются с ребенком и действуют, как команда, то такой системный подход приведет к положительному разрешению ситуации.

Что почитать

Ю. Гиппенрейтер. “Общаться с ребенком как?”

Книга, которая поможет родителям детей любого возраста наладить с ними контакт и улучшить отношения.

Дж. Крист. “Давай дружить. Как знакомиться, общаться и поддерживать дружбу”

Книга подойдет для подростков, которые хотят научиться заводить знакомства, и для родителей, которые хотят помочь своим детям найти друзей.

Ш. Пепен. “Уверенность в себе. Размышления о вере в себя, в других людей и в жизнь”

Книга повествует о секрете уверенности в себе через опыт философов, мыслителей, спортсменов, артистов и других известных людей. 

Еще по теме:

“Шпала”, “задира”, “ботан”: навешивание ярлыков в школе и их последствия. Часть 1

Больше статьей на Дзен

Похожие статьи

Восемь книг для чтения в лагере
Восемь книг для чтения в лагере
Многие лагеря придерживаются принципа “Без гаджетов”. И это правильный подход!Жизнь в насыщенном информационном пространстве требует периодического отдыха, когда дети получают возможность несколько дней провести без телефонов и Интернета. Подобный де...
Эмоциональный интеллект: как он влияет на жизнь ребенка?
Эмоциональный интеллект: как он влияет на жизнь ребенка?
Сегодня часто говорят об эмоциональном интеллекте: на эту тему написано множество статей, книг, проводятся тренинги и обучающие курсы. Этот термин упоминается в контексте самых разных сфер жизни: карьеры и бизнеса, саморазвития, коммуникации, психоло...
Развитие памяти у детей — простые рекомендации и упражнения
Развитие памяти у детей — простые рекомендации и упражнения
Память — это базовая психическая функция, способность человека сохранять и в нужный момент воспроизводить информацию. Хорошая память играет важнейшую роль в общем развитии ребенка и влияет на эффективность его учебы и успеваемость. Именно поэтому все...

Подпишитесь и узнавайте первыми о наших самых горячих путёвках!