К своему первому дню рождения ребенок проходит большой путь. Он уже не тот беспомощный комочек, который родители привезли из роддома. Малыш накопил немало знаний о мире, который его окружает, и умений, помогающих с этим миром взаимодействовать. Он встает на ножки, пытается делать первые шаги, выражает эмоции при помощи звуков, начинает чувствовать независимость от мамы, стремится к свободе передвижения и действий.
Считается, что именно рубеж первого года жизни символизирует конец младенческого периода и начало раннего детства. И этот переход сопровождается первым кризисом в жизни малыша. Давайте разбираться, почему он наступает, как проявляется и какие новые навыки формируются у ребенка в результате. А главное — как родителям правильно реагировать на изменения в его поведении.
Сроки кризиса
Точные временные рамки указать сложно, настолько индивидуально протекает развитие у всех детей. Примерный ориентир начала кризиса — через 3-4 недели после того, как ребенок начинает ходить. Это может быть возраст 8-9 месяцев, у некоторых — 10-12 месяцев и позднее. Еще один маркер — момент, когда в речи ребенка появляются и все чаще звучат слова "дай" и "нет".
Заканчивается кризис первого года тоже у всех по-разному. В среднем, он длится от нескольких недель до нескольких месяцев, в редких случаях — до года. Есть мнение, что пик кризиса приходится на возраст 1 год и 3 месяца, после чего начинается плавный спад.
Продолжительность кризиса, как и сложность его протекания, во многом зависит от родителей, их осведомленности, подготовленности и стратегии воспитания.
Как распознать кризис у ребенка?
Иногда родители ошибочно связывают участившиеся истерики, слезы, агрессию малыша с прорезыванием зубов, другие (особенно с подачи старших родственников) думают, что просто "разбаловали" ребенка, а третьи списывают на "плохой характер". Но, кроме капризов, есть и другие четкие признаки, которые помогут определить начало кризиса первого года:
- ребенок начинает говорить о себе "я", а не в третьем лице;
- демонстрирует повышенную активность и любопытство, особенно к запретным предметам (горячим кастрюлям, розеткам, открытым окнам);
- пытается делать все самостоятельно;
- упрямится, не слушает взрослых, отвечает "нет" на любые просьбы и предложения;
- игнорирует привычные действия, которые раньше легко выполнял (есть, гулять, одеваться, ложиться спать);
- стремится манипулировать и руководить взрослыми, братьями, сестрами;
- бурно реагирует на запреты и ограничения — кричит, сжимает кулаки, топает ногами, падает на пол, может замахиваться, кидаться вещами;
- отказывается от еды, даже любимой;
- больше бодрствует и меньше спит в течение дня, может ухудшиться качество сна;
- постоянно требует внимания и присутствия рядом родителей;
- ведет себя противоречиво — может попросить игрушку и тут же потерять к ней интерес;
- становится болезненно чувствительным: часто обижается по мелочам, плачет, злится, ревнует и т.д.
Стоит отметить, что не у всех детей наблюдаются все перечисленные признаки, и не всегда они ярко выражены. Бывает, что первый кризис протекает мягко, почти незаметно для родителей. Это означает, что в период до года ребенком были успешно пройдены все необходимые шаги, предшествующие качественному скачку в развитии (им и является кризис), и малыш был готов к изменениям и физиологически, и психологически.
Исследователи называют это время "малым кризисом" и считают его самым легким и беспроблемным среди всех, что предстоит пройти ребенку в будущем. Обычно кризис первого года завершается сам, обращения к специалистам не требуется.
А вот тяжелое и длительное протекание кризиса говорит о том, что родители либо слишком авторитарно воспитывают ребенка, либо, напротив, чересчур опекают его, мешая проявлять самостоятельность.
Причины кризиса
К 11-12 месяцам у ребенка появляется много новых умений, но не все они даются ему легко и сразу. В процессе освоения нового то и дело возникают противоречия: между потребностями и возможностями, желаниями малыша и реакциями родителей (запреты и ограничения), стремлением к независимости и страхом остаться одному. Эти противоречия и являются главной причиной кризиса, а также изменений в поведении ребенка — вспышек эмоций, агрессии, плача и т.д.
Какие же новые навыки характерны для этого периода?
Ходьба. Этот навык позволяет малышу активно изучать окружающее пространство. Раньше он мог только лежать и сидеть, передвигался исключительно с помощью мамы и папы, а теперь ему доступно намного больше возможностей.
Он осознает, что многое может делать сам и стремится к самостоятельным действиям. Поэтому маленькому ребенку так не терпится везде залезть, все увидеть, потрогать и попробовать "на зуб". Особенно его интересуют недоступные предметы, которыми пользуются взрослые.
Такая двигательная активность требует больших физических усилий по сравнению с младенчеством. Ровно стоять и делать шаги, не падая, забираться с пола на стул или диван и обратно — все это дает непривычную нагрузку на неокрепшие мышцы опорно-двигательного аппарата. Ребенок быстро утомляется и от этого тоже может больше капризничать.
Формирование речи. Конечно, это пока не полноценный язык, которым пользуются взрослые. Речь годовалого ребенка не похожа на обычную ни фонетически, ни по смыслу. Ее еще называют автономной: звуки, отдельные слоги и своеобразные "слова" он использует для описания того, что видит и чувствует в данный момент. Причем иногда их смысл и значение меняется в зависимости от ситуации. Поэтому даже родители не всегда могут понять, что ребенок хочет сказать, это тоже вызывает недовольство и раздражение с его стороны.
Говорить о том, чего сейчас нет непосредственно в поле его зрения, малыш не может, его речь всегда ситуативна. Это связано с особенностями мышления: ребенок пока не умеет делать выводы и умозаключения, речь он использует только для констатации воспринимаемых впечатлений: это стул, это собачка, а это мама. Детская речь скорее напоминает ряд эмоциональных восклицаний, иногда даже не связанных друг с другом. Но в то же время речь взрослых, обращенную к нему, ребенок понимает и может отреагировать.
Считается, что автономная речь исчезает к концу кризисного периода. На ее место приходит активная социальная речь, когда в лексиконе ребенка появляются первые настоящие слова.
Отделение от родителей. Если до года малыш с мамой были тесно связаны, то теперь он впервые начинает осознавать себя отдельной личностью. Раньше он взаимодействовал с миром через взрослых, а сейчас хочет делать это сам. Он может уползти или уйти от мамы, взять то, что она не разрешала, без ее помощи поесть (отлучение от груди — это отделение от матери в самом прямом смысле, на физиологическом уровне). При этом он еще не понимает, как можно обходиться без мамы, ведь до этого всегда был с ней единым целым и не знает, что может быть по-другому.
Ребенок расширяет свои границы и границы дозволенного, противопоставляет себя маме и папе и в итоге сталкивается с их непониманием и запретами. Большинство родителей просто не готовы к тому, что ребенок отделяется от них, по-прежнему считая его несмышленым и несамостоятельным малышом. Поэтому они ограничивают свободу передвижения и действий ребенка, стремятся оградить от опасностей, наказывают за непослушание. Отсюда и протестное поведение ребенка, о котором мы говорили выше.
Кроме умения ходить и говорить, в этот период развиваются мышление, воображение, внимание, память, моторика, умение взаимодействовать с разными предметами (игрушки, книги, посуда и т.д.). Все это сопровождается созреванием структур головного мозга, перестройкой нервной системы и появлением новых качеств психики: потребности в самостоятельности, независимости, интереса к изучению мира.
Прибавим к этому введение в рацион новых продуктов, вкусных, но непривычных после материнского молока; обилие незнакомой информации, которую мозгу нужно постоянно обрабатывать и усваивать; необходимость выстраивать социальные связи со взрослыми через предметную деятельность. Все эти новшества вызывают стресс, пусть легкий, но он так или иначе влияет на настроение и поведение малыша. Если родители будут понимать, что он в этот момент испытывает, им будет проще справиться с его реакциями.
Есть еще одна особенность кризиса первого года. Родители могут заметить, что в навыках, которые ребенок уже освоил, как будто произошел "откат". Например, он снова начинает ползать, а не ходить, или отказывается держать ложку, хотя уже умел ей пользоваться. Переживать не стоит, это не регресс. Просто в данный момент акцент в развитии сместился на другую сферу, а психика, не только детская, но и взрослая, так устроена, что не может усвоить все сразу. Новый навык еще не успел закрепиться, устойчивая нейронная связь не образовалась, и в момент стресса мозг "свернул" к привычному поведению. Попробуйте мягко подталкивать ребенка к дальнейшему освоению навыка, поощряйте любые попытки вставать, ходить, есть ложкой и т.д.
Можно ли избежать кризиса?
Ни профилактировать, ни отложить кризис первого года не получится. Но и бояться его не стоит. Кризис — не болезнь и не патология, а естественный и необходимый этап. Ребенку важно его пройти, чтобы нормально развиваться в физическом, психологическом и интеллектуальном плане. Если сейчас кризис будет не прожит, а просто подавлен жестким родительским воспитанием, в будущем возможны проблемы:
- трудности с выражением эмоций;
- превращение временных негативных реакций (гнев, обида, злость) в устойчивые модели поведения;
- отрицание любых правил;
- ослабление психоэмоциональной связи с родителями;
- социальная дезадаптация в будущем.
Например, в момент кризиса ребенок ревнует маму к кому-то из близких (папе, старшему ребенку, бабушке и т.д.), и это нормально. Но если взрослые вовремя не обратили на это внимание, не помогли ему пережить эту эмоцию, у подросшего ребенка может закрепиться такой паттерн поведения. Он будет ревновать друзей, а впоследствии — мужа или жену к окружающим, причем делать это даже без повода, бессознательно.
Еще один пример. Родители пытаются научить малыша умываться. Он упрямится, сопротивляется, они заставляют насильно, не объясняя, почему это важно. В результате такого подхода у ребенка может сформироваться отвращение к любым гигиеническим процедурам. Это приведет к тому, что и дальше, в дошкольном и подростковом возрасте, родителям снова придется уговорами или угрозами заставлять ребенка выполнять элементарные правила: умываться, чистить зубы, принимать душ.
Как справиться с кризисом?
Примите, что кризис — это норма. Ребенок в нем не виноват, как и в своем изменившемся поведении. Проявите терпение и спокойствие. Помните, что малышу передаются эмоции родителей, особенно мамы, поэтому ваше стабильное психологическое состояние сейчас очень важно для всей семьи.
Создайте дома безопасное пространство. Позаботьтесь, чтобы любопытный ребенок не мог добраться до проводов, электроприборов и других вещей, представляющих опасность. Поставьте блокировки на розетки, окна и выдвижные ящики, уберите подальше чистящие средства, а также хрупкие, острые, тяжелые предметы, которыми ребенок может пораниться.
Обеспечьте свободу передвижения. Совет про безопасность из предыдущего пункта не означает, что ребенка нужно посадить в манеж и обложить подушками. Ему очень важно исследовать пространство: передвигаться по всей квартире, трогать и брать разные по размеру, форме, текстуре предметы, учиться отличать разные запахи и звуки. Если он упадет, ушибется, получит царапину — ничего страшного, этот опыт тоже нужно получить, чтобы знать, к каким последствиям могут привести неосторожные действия.
Дайте возможность быть самостоятельным. Разрешите ребенку помогать вам, если он об этом просит. Дайте тряпочку, чтобы "вытирал пыль" во время уборки, позвольте сложить вещи после стирки или "порезать" овощи в салат безопасным пластиковым ножом.
Поощряйте инициативу, если ребенок, например, хочет сам одеться на прогулку или поесть. Получается плохо, медленно и неаккуратно? Мягко предложите свою помощь, но не нужно делать за ребенка все, иначе он привыкнет надеяться на вас и дальше.
Занимайтесь с ребенком. Играйте в развивающие и обучающие игры, тренируйте мелкую моторику (с помощью специальных игрушек или перебирания круп), рассказывайте и показывайте, как можно взаимодействовать с разными предметами.
Уделяйте внимание развитию речи. Старайтесь понять, что ребенок на своем языке хочет до вас донести, проговаривайте все, что видите и делаете вместе, читайте и рассказывайте истории, подключая активную мимику и жесты, разыгрывайте спектакли с участием игрушек.
Соблюдайте режим дня. Следование ежедневному привычному распорядку поможет ребенку научиться уважать правила и рамки, стать более спокойным, собранным и дисциплинированным, меньше капризничать.
Выстройте четкую систему запретов. Малыш как можно раньше должен сформировать представление о том, что такое "нельзя" и "надо". Но не давите на него, а объясняйте причины. Когда ребенок отказывается, например, обедать или одеваться, предлагайте альтернативу — пусть сам выберет, из какой тарелки будет есть или что наденет на прогулку. Еще один вариант — переведите конфликт в игру: сначала кормим игрушечных зверюшек, а потом едим сами.
Будьте последовательны в воспитании. Договоритесь с другими членами семьи, что установленные вами правила одинаково соблюдают все в доме. Например, если мама запрещает смотреть мультики за едой, бабушка или папа не должны разрешать это в ее отсутствие.
Переключайте внимание. У вас в запасе должно быть несколько заранее продуманных способов, как быстро отвлечь малыша в момент истерики и снять эмоциональное напряжение. Предложите совместную игру или другую активность, любимую игрушку, прогулку и т.д. Но не пытайтесь каждый раз "подкупить" его с помощью сладкого или новых игрушек — это лишь научит ребенка манипулировать.
Показывайте свою любовь. Уделяйте ребенку время и внимание, хвалите за успехи, чаще обнимайте, целуйте. Во время кризиса маленькому человеку особенно важно чувствовать заботу и поддержку самых близких людей — мамы и папы.
А вот чего делать в этот период не стоит:
- кричать на ребенка;
- заставлять силой, применять физические наказания;
- ругать за сломанные игрушки, испорченные вещи, рисунки на обоях и мебели;
- игнорировать просьбы и действия малыша;
- другая крайность — посвящать все свое время ребенку, исполнять каждое его желание, идти на поводу у капризов.
Надеемся, наши советы помогут легче и спокойнее пережить кризис первого года у ребенка, а ему самому — совершить маленький, но такой важный шажок к взрослению.
Что почитать
Лариса Суркова. "Как здорово с ребенком от 1 до 3 лет. Генератор полезных советов"
Автор — детский и семейный психолог, мама пятерых детей. Книга, построенная в формате вопросов и ответов, дает рекомендации по главным темам, которые волнуют мам: методики раннего развития, социализация ребенка, запреты и наказания, детские страхи, сомнения родителей и т.д.
Елена Корнеева. "Детские капризы. Что это такое и как с этим бороться?"
В книге детского психолога исследуется природа капризов, разбираются типичные ситуации, в которых ребенок проявляет непослушание и упрямство, и даются советы для родителей, как не идти на поводу у капризных детей и пресекать манипуляции.
Наталья Кулакова. "Развитие ребенка: первый год жизни. Практический курс для родителей"
Книга написана психологом, Монтессори-педагогом и многодетной мамой. Она рассказывает, как всесторонне развивать ребенка до года, включая мышление, речь, коммуникативные способности, моторику и органы чувств. Книга содержит конкретные практические упражнения, которые можно делать с ребенком дома, а также рекомендации по выбору книг и развивающих игрушек.
Читайте также