+7 (495) 230-14-78 пн-пт 10:00 - 18:00

В России на законодательном уровне принято поощрять детей за хорошую учебу. Так, в ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. “Об образовании в Российской Федерации” прописано право обучающихся  на поощрение за успехи в учебной, спортивной, общественной, научной, научно-технической и творческой деятельности.

В школах это предписание реализуют в виде похвальных грамот, благодарственных писем, наград за успехи золотой или серебряной медалью. 

А что касается поощрения со стороны родителей? 

Мнения как всегда расходятся. Представим две группы родителей: “Нельзя” и “Можно” и рассмотрим присущие им точки зрения.

Некоторые родители из группы “Нельзя” считают, что школьного поощрения достаточно и дополнительного со стороны семьи не требуется, возможно кроме словесного. 

В группе “Можно” считают обязательным не только похвалить детей, но и поощрить чем-то. 

Интересно узнать, чем руководствуются и одни и вторые родители, придерживаясь своей точки зрения. 

Аргументы группы “Нельзя”:

  1. Родители этой группы считают, что хорошая учеба — обязанность каждого ученика и поощрять детей, помимо словесного одобрения и школьных грамот, значит:  “испортить” его. Т.е. они боятся захвалить, пробудить худшие черты характера, как: эгоизм, капризность, инфантильность. 
  2. По их мнению дети начнут воспринимать учебу, как заработок “плюшек”, а не как способ развития, расширения кругозора, получения фундамента знаний для будущей жизни. 

Аргументы группы “Можно”:

  1. Дети заслуживают большего поощрения за свои старания и успехи. 
  2. Они получают стимул достигать большего, зная, что результатом будет существенная награда. 

Очевидно, что обе группы рассматривают с разных сторон важнейшую тему: успехов обучения. Группа “Нельзя” считает данностью, группа “Можно” — ценностью. 

А что советуют психологи?

В первую очередь, детей нельзя ругать за плохие оценки, применять наказания, использовать оценки в дневнике, как ультиматум для поощрения и похвалы. 

У всех детей учеба складывается со взлетами и падениями, это нормально. Родителям обязательно нужно поощрять старания детей, в качестве признания их трудов, а также лучшей мотивации на дальнейшее получение знаний. Но, для начала, важно овладеть искусством поощрения, чтобы избежать нежелательных реакций со стороны детей, на которые, совершенно справедливо, указывают родители группы “Нельзя”. 

“Работа над ошибками”. Рекомендации родителям при поощрении детей

Ошибка 1

При словесной похвале родители восхваляют детей, а не их работу.

Например, ребенок получил пятерку по географии за проектную деятельность и родитель говорит: “Молодец! Ты такой умный!”

Рекомендация:

“Мне так понравилась твоя работа, особенно то…/ Ты так старался и много узнал о…”. 

В этом случае дети понимают, что родители обращают внимание не на результат (оценку в дневнике), а на плод их знаний, те усилия и старания, которые они прикладывают в обучении. 

Ошибка 2

Частое поощрение на ежедневной / еженедельной основе. 

Рекомендация:

Если отмечать успехи детей с частой периодичностью, то они рано или поздно становятся к ним безразличны. Важно акцентировать внимание на значимых моментах (проектные работы, олимпиады, соревнования, четвертные оценки и др.).

Ошибка 3

Родители выбирают нежелательные формы поощрения, которые приводят к обратной стороне медали: манипуляции. Когда уже дети ставят ультиматум за хорошую учебу и сами назначают “цену”, чтобы родители полюбовались красивыми оценками в дневнике.

Среди нежелательных форм поощрения:

  • деньги;
  • сладости или другие запретные лакомства;
  • послабление режима принятых правил;
  • уступки в важных решениях;
  • дорогие подарки.

Рекомендация:

Чтобы дети относились к обучению с интересом, а не с целью “стрясти” с родителей очередные призы, надо подходить правильно к выбору форм поощрения.

Наряду со словесной формой, с которой тоже надо осторожничать, чтобы одобрение и похвала не превратились для детей в нечто недостижимое или же в пустой звук, есть и другая приемлемая форма поощрения — впечатления. 

Например, поход в желаемое место (парк аттракционов, кафе, кино и др.), детский праздник, фотосессия, поездка в лагерь, отпуск и др.

Как поощрять, чтобы учеба была в радость?

Отдельно психологи отмечают важность поощрения в той сфере деятельности, которая интересна детям. 

Например, если ребенок демонстрирует успехи в области литературы / информатики / физики или других школьных предметах, то лучшим решением станет: “усиление сильного”. 

Для мотивации и поддержания интереса к учебе родители могут предложить детям расширить кругозор, выйти за рамки школьной программы и узнать больше нового.

Развить потребность в обучении, желании достичь большего, можно, периодически посещая тематические выставки, музеи, галереи, экспериментальные шоу по физике, химии и др.

По окончании учебного года детей можно наградить поездкой в лагерь, выбор которых на сегодняшний день колоссальный:

  • образовательный;
  • научный;
  • робототехнический;
  • спортивный;
  • театральный;
  • танцевальный;
  • музыкальный;
  • профориентационный;
  • оздоровительный;
  • тематический;
  • ролевой и др. 

В лагерях дети отдыхают с пользой, заводят новых друзей, всесторонне развиваются и привозят яркие воспоминания на всю жизнь. 

Особенно приятно, что дети самостоятельно могут “заработать” на отдых в лагере по своему любимому профилю.

В России есть несколько лагерей (Сириус, Артек и др.), в которые можно попасть благодаря успехам в учебе. Родителям достаточно оформить заявку на сайте, прикрепив все регалии и достижения детей в выбранной сфере. Как правило, на каждый субъект выделяется определенное количество мест, которые дети занимают на конкурсной основе по результатам рейтинга. При получении квоты, например, в образовательном центре “Сириус”, семьи не производят доплат даже на транспортные расходы.

Дети чувствуют веру в собственные силы, способности, понимают для чего они учатся, тем самым достигают еще больших результатов. 

Несомненно важно поощрять детей, но делать это стоит правильно. Родителям необходимо найти ту самую “золотую середину”, ориентируясь, прежде всего, на особенности характера и темперамента своего ребенка. Тогда, хорошая учеба и оценки в дневнике перестанут быть для детей и родителей предметом торга.

Что почитать

Адель Фабер и Элейн Мазлиш. Как говорить с детьми, чтобы они учились

Книга учит родителей обращать внимание на то, чем заинтересованы дети, чтобы развивать природную любознательность детей.

Больше статьей на Дзен

Похожие статьи

Не только кешбэк: как сэкономить на детском отдыхе?
Не только кешбэк: как сэкономить на детском отдыхе?
Лето все ближе, а значит, вопрос о том, где будут отдыхать дети, становится как никогда актуальным. Отличное решение — детский лагерь: не только место веселых приключений для малышей и школьников, но и источник полезных навыков и знаний. В 2021...
Безопасность ребенка в детском лагере: правила и рекомендации
Безопасность ребенка в детском лагере: правила и рекомендации
Современные детские лагеря включают в досуг море активностей, которые любят ребята: пенные вечеринки, яркий праздник красок Холи, квесты, ночные игры, нескучные экскурсии и многое другое. Но критерий хорошего насыщенного отдыха — не только развлечени...
Какие документы и анализы нужны для детского лагеря?
Какие документы и анализы нужны для детского лагеря?
Детские лагеря — отличное место для отдыха детей и подростков. Ребятам предлагают разнообразные программы, направленные на их развитие и обучение. Участники получают незабываемые впечатления и массу положительных эмоций. А подготовка к летнему о...

Подпишитесь и узнавайте первыми о наших самых горячих путёвках!