К 6-7 годам, преодолев первые кризисы в развитии (о них говорили в предыдущих статьях), ребенок подходит к очередному важному рубежу, который отделяет дошкольный возраст от школьного. Он становится первоклассником, примеряет на себя новую социальную роль, а с ней и новые обязанности, стремится поскорее стать взрослым.
Но начало школьной жизни не всегда дается ребенку легко. Такие значительные перемены — настоящее испытание для неокрепшей детской психики. Новоиспеченный ученик, еще вчера гордившийся своим новым статусом, становится раздраженным, замкнутым или, наоборот, капризным и плаксивым. Он перестает слушаться, ссорится с родителями, со скандалом встает по утрам в школу.
Это симптомы кризиса семи лет. В статье рассмотрим, каковы его предпосылки, как развивается психика ребенка в этом возрасте и, конечно, предложим эффективные стратегии поведения, которые помогут по возможности спокойно пережить этот скачок роста.
Сроки кризиса
Начало кризиса необязательно совпадает с походом в первый класс. У кого-то изменения в поведении возникают в возрасте 5-6 лет, когда родители начинают подготовку к школе. Многие дети посещают кружки, центры раннего развития, где даются более сложные задания, чем в садике. Взрослые тоже становятся более требовательными к ребенку: "Ты уже большой, скоро пойдешь в школу, там с тобой никто церемониться не будет!" Груз новой социальной роли давит на ребенка еще до начала учебной деятельности, и его психика начинает реагировать раньше.
Другие дети сталкиваются с кризисом уже в процессе обучения — в 7 лет и позднее. В этот период перед ребенком возникают первые препятствия: тяжело дается перестройка режима, появляются проблемы с усвоением учебного материала и выполнением домашнего задания, не получается наладить контакт с учителем или другими ребятами.
Длится кризис в среднем от 6 до 9 месяцев. Психологи считают, что его продолжительность и острота протекания связаны со степенью пластичности психики: кто-то способен быстрее адаптироваться к новым условиям и требованиям, а кому-то нужно чуть больше времени и поддержки. Усугубить протекание кризиса могут и внешние факторы: стиль воспитания, тяжелая атмосфера в семье, развод родителей, переезд, болезнь кого-то из родственников.
Как распознать кризис у ребенка?
Основные маркеры в поведении, указывающие на его наступление:
- капризы и упрямство;
- резкие перепады настроения, повышенная эмоциональность;
- снижение усидчивости, рассеянность;
- стремление общаться со старшими детьми и взрослыми;
- появление кумиров (популярные певцы, актеры, блогеры и т.д.);
- копирование поведения, жестов, слов, интонаций взрослых;
- нарочитая манерность, кривляние, передразнивание;
- внимание к своей внешности, интерес к модной одежде, гаджетам;
- сравнение себя со взрослыми, порождающее чувство несправедливости, ущемления прав ("Почему вам можно не спать допоздна, а мне нет?!");
- частые споры и ссоры с родителями;
- негативизм, протесты, открытое игнорирование просьб и требований;
- провокационное поведение с целью выяснить реакцию родителей: грубость, использование ненормативной лексики, ложь, шантаж, манипуляции;
- отказ от любимых игрушек и лакомств, привычного режима дня;
- интерес к делам семьи, готовность взять на себя новые обязанности по дому;
- потребность в оценке взрослыми результатов его деятельности (показывает рисунки, поделки, домашнюю работу);
- болезненное отношение к критике.
Признаки кризиса разнообразны, у всех детей он проявляется по-своему, но ключевыми являются следующие черты: стремление к самостоятельности, подражание взрослым и желание сломать устоявшиеся правила.
Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
В 7 лет стоит учитывать, что поведение в период кризиса может отличаться еще и в зависимости от пола.
Мальчики обычно более задиристы, даже агрессивны: спорят, соперничают и дерутся друг с другом, обижают девочек, хулиганят, хвастаются. Так они стараются самоутвердиться, доказать окружающим, что они круче, смелее, увереннее, сильнее.
У мальчишек много энергии и эмоций, которые они выплескивают в окружающий мир. В школе это обычно не лучшим образом сказывается на успеваемости: слушать учителя не так интересно, как бегать друг за другом на перемене, и ребята регулярно получают замечания за невнимательность и непоседливость.
Девочки, наоборот, направляют всю свою энергию внутрь, на успешное соответствие новой роли школьницы. Они, как правило, более аккуратны, усидчивы, ответственны и сосредоточены на учебе, чем мальчики, прилежно занимаются, выполняют все требования и стремятся заслужить одобрение взрослых.
Но внутреннее напряжение, вызванное новыми задачами и ответственностью, требует выхода. Поэтому старательная ученица может враждовать с одноклассницами, а дома закатывать истерики. Помогут в этой ситуации искренний интерес родителей к чувствам и настроению дочери, внимание к ее школьным успехам, а также занятия любым творчеством, где девочка сможет экологично выражать свои эмоции.
Причины кризиса
Основная причина — переход из садика в школу и адаптация к новым условиям. Меняется социальная ситуация развития, определяющая форму взаимоотношений ребенка с миром. Помимо модели "ребенок — взрослый", куда входили только родители и ближайшие родственники, появляется новая модель "ребенок — социальный взрослый", т.е. учитель.
Он становится для ребенка главным представителем школьной власти, который контролирует учебный процесс: устанавливает нормы и правила, следит за их выполнением, ставит оценки, хвалит и делает замечания. Именно под руководством учителя ребенок осваивает новую для себя роль ученика, учится уважать авторитет взрослых, помимо родителей.
Еще одна социальная роль, которая появляется у ребенка с поступлением в школу, — одноклассник. Он попадает в класс с другими детьми, где через общение, игры и совместную деятельность формируется целая экосистема взаимоотношений. Внутри нее возникают симпатии и антипатии, дружба, конкуренция, лидерство, образуются и распадаются компании и группировки. Для ребенка в этот период сверстники очень важны, ему необходимо устанавливать новые контакты, учиться общаться, пробовать разные формы поведения, решать конфликтные ситуации.
Ведущей деятельностью становится учебная, которая предполагает новый распорядок дня, посещение уроков, домашние задания, контрольные, внеклассные мероприятия и т.д. Конечно, первоклассник какое-то время еще продолжает играть дома, но игра постепенно перестает быть главным содержанием его жизни и источником развития. Теперь ребенку важнее делать что-то общественно полезное. Он хочет почувствовать себя взрослым, значимым, и школа дает такую возможность, ведь учебные успехи поощряются и высоко оцениваются окружающими.
Не стоит думать, что кризисную ситуацию создает только школа и все связанные с ней изменения. Источник кризиса лежит глубже. К возрасту 6-7 лет в детской психике появляются новообразования — качества, которые подготавливают переход на новую ступень. Можно выделить несколько.
Произвольность и опосредованность. В отличие от дошкольника, деятельность которого непроизвольна и непосредственна (хочет — играет, стало скучно — перестает), первоклассник уже учится контролировать свое поведение, делать не только то, что хочется, но и то, что надо.
Он понимает цель своих действий и способен прогнозировать результат, к которому они приведут, осознает запреты и требования старших. Это делает ребенка более ответственным, дисциплинированным, но в то же время накладывает ограничения: он больше не чувствует той свободы, которая была в дошкольном возрасте.
Осознание своего внутреннего "Я". Ребенок начинает замечать, чем он отличается от других людей, на более глубоком уровне понимать свои внутренние потребности, желания, мотивы и переживания. Эти открытия не всегда бывают приятными, они могут вызывать разочарование, обиду, чувство неполноценности. Кстати, в этот же период дети учатся скрывать эмоции, поэтому родители не всегда сразу могут понять, какая буря бушует в душе у их сына или дочки.
Становление системы ценностей. У ребенка уже достаточно опыта, чтобы отличать хорошее от плохого, правильное от неправильного. Он начинает оценивать происходящее, делать выводы о поступках и словах окружающих, высказывает свое мнение. Школьник выбирает для себя ролевые модели среди старшеклассников, учителей и других значимых взрослых, стремится быть похожим на них, перенимает ценности. Так, под действием нового социального окружения, формируются его взгляды, закладываются нравственные установки и убеждения.
Наступление кризиса семи лет обусловлено целым комплексом причин. Но главное противоречие, лежащее в его основе, — это несоответствие статуса "взрослого", который ребенок примеряет на себя, и его реальной готовности к взрослой жизни. В 7 лет еще недостаточно знаний, практического опыта, умения критически оценивать ситуацию, справляться с проблемами, принимать решения и нести за них ответственность.
Это противоречие подкрепляется еще и тем, что окружающие ведут себя непоследовательно: предъявляют требования, как к взрослому, но отказывают в самостоятельности, как ребенку. В итоге школьник не знает, как ему себя вести, не понимает, маленький он или уже большой. Психике сложно выносить такое напряжение, и ребенок "сбрасывает" его с помощью протестного поведения, истерик и срывов.
Как справиться с кризисом?
Помогите ребенку психологически подготовиться к школе. Тут нужен целый комплекс мероприятий:
- заранее наладьте режим, чтобы он привык вставать и ложиться в одно и то же время;
- сходите вместе в школу до начала занятий, познакомьтесь с учителем;
- расскажите, какие предметы ребенок будет изучать в первом классе, предложите полистать учебники;
- купите симпатичные школьные принадлежности;
- объясните будущему ученику, какие у него будут обязанности и права;
- посмотрите фильмы и мультики про школу, почитайте книги на эту тему (несколько рекомендаций вы найдете в этой статье).
Предоставьте разумную свободу. Ребенок хочет самостоятельности? Отлично, дайте ему право действовать и принимать решения в тех вопросах, где он может справиться сам. Выделите зону ответственности в быту, обсуждайте семейные дела, спрашивайте его мнение по разным вопросам, давайте возможность высказать свою точку зрения и иногда поспорить с вами.
Разрешите пробовать и ошибаться. Когда вы что-то запрещаете или просите, аргументируйте свою позицию и предупреждайте о возможных последствиях. Приводите примеры, рассказывайте о своем опыте. Если ребенок к вам не прислушался и поступил по-своему, это его выбор, но и его ответственность.
Например, школьник, несмотря на ваши просьбы, не лег спать вовремя и на следующий день проспал уроки, был разбитым и уставшим. Скорее всего, после этого он сам поймет, зачем нужно соблюдать режим. Это эффективнее, чем заставлять его делать это с руганью и "из-под палки". К тому же, такое обращение родителей с ребенком, как с равным, вызовет у него уважение и поможет вам быстрее договориться.
Не отбирайте игрушки. Пусть переход к учебе будет плавным и постепенным. Первоклассник — все еще ребенок, и у него должно быть время на любимые детские игры и занятия. К тому же, смена деятельности несет двойную пользу: играя, он успокаивается и отдыхает от новых обязанностей ученика, а мозг в это время обрабатывает полученную на уроках информацию.
Обсуждайте прошедший день. Причем не только оценки, ими ведь не ограничивается школьная жизнь ребенка. Спрашивайте о друзьях, учителях, какой урок ему понравился и почему, о чем он думал, что читал/смотрел, куда ходил и т.д. Выслушайте, а затем поделитесь с ребенком своими впечатлениями за день — это можно сделать хорошей семейной традицией, сближающей вас.
Выделите время на отдых. Хроническое переутомление — один из частых спутников первоклассника. Не стоит сразу, с сентября, отдавать ребенка в кружки и на дополнительные занятия, ему и так хватает нагрузки в классе. Следите, чтобы в расписании школьника было время на перерывы в учебных занятиях, полноценный сон, развлечения, прогулки, а иногда и просто ничегонеделание. Это позволит ребенку вовремя восстанавливаться, избегать перегрузок и нервного истощения.
Убеждайте, а не приказывайте. С поступлением в школу в жизни первоклассника и так появляется много "надо" и "нельзя". Если дома к нему будут обращаться исключительно в командирском тоне, это может спровоцировать резко негативную реакцию и конфликт. Чтобы этого избежать, говорите с ребенком мягким, спокойным голосом, не давите на него категоричными требованиями и не пугайте наказаниями, а постарайтесь объяснить, почему нужно сделать это и то.
Будьте на стороне ребенка. Если появились проблемы с учебой, сложности в общении с одноклассниками и учителями, не обвиняйте во всем его: "Учительница лучше знает, не спорь с ней!", "Ты мало занимаешься, вот и скатился на тройки", "Чего ты опять не поделил с ребятами?". Постарайтесь разобраться в ситуации объективно, выслушайте мнения всех сторон, но при этом дайте ребенку понять, что вы всегда будете его любить, даже если он ошибся и что-то натворил. Формируйте отношения, основанные на доверии и заботе, а не на страхе, тогда ребенок сможет прийти к вам с любой проблемой и бедой, а не искать помощи у кого-то другого.
Примите, что он взрослеет. Игнорировать этот факт и продолжать вести себя с первоклассником, как с малышом, во всем контролируя и оберегая, — большая ошибка. Ваш ребенок меняется, становится самостоятельнее, у него появляются новые задачи, потребности, интересы, друзья, а значит, должны изменится и ваши отношения.
Если раньше главной функцией родителей была опека, то теперь на первый план выходит поддержка и помощь, но только когда она ребенку действительно необходима. Нужно соблюдать баланс между заботой и расширением его полномочий, не впадая в крайности. В этом и заключается мастерство, которому каждый родитель учится на протяжении всей жизни.
Чего не стоит делать в кризисный период? Психологи не рекомендуют:
- решать проблемы с помощью крика, ругани, телесных наказаний;
- сравнивать школьника со сверстниками;
- морально унижать, высмеивать, критиковать в присутствии других людей;
- обсуждать личность учителя и его поступки при ребенке;
- игнорировать проблемы в школе;
- стыдить за плохие оценки и придавать им повышенную значимость;
- навязывать ребенку собственные мечты и амбиции против его воли;
- паниковать и считать, что с ребенком что-то не так, а вы — никудышные родители.
Когда нужна помощь специалиста?
Если кажется, что кризис протекает очень болезненно, и самостоятельно с ним справиться не получается, поможет детский психолог. Обратите внимание на тревожные признаки, которые свидетельствуют о непройденном или затяжном кризисе:
- отсутствие интереса к учебе и низкая успеваемость;
- дезадаптивное поведение: агрессия, жестокость, замкнутость;
- конфликты со сверстниками и учителями;
- неуверенность в себе, снижение самооценки;
- появление страхов, комплексов;
- недоверие к родителям, потеря эмоционального контакта;
- физиологические и психосоматические нарушения: проблемы со сном и аппетитом, головные боли, утомляемость, вялость, частые простуды.
Не стесняйтесь обращаться к психологу. Этот шаг не говорит о вашей родительской несостоятельности, а наоборот, показывает, что вы беспокоитесь о благополучии своего чада и хотите помочь ему.
Грамотный специалист сможет определить степень психологической готовности ребенка к школе, оценит его состояние, возможные поведенческие и эмоциональные нарушения, а также подскажет, потребуются ли дополнительные способы диагностики (психологическое тестирование, медицинские исследования, консультация невролога).
При необходимости психолог проведет комплексную психокоррекционную работу, которая обычно состоит из 2 частей: беседы с родителями и занятия с самим ребенком с помощью игровых терапевтических техник и приемов. В результате вы получите профессиональные советы, как облегчить протекание кризиса, а ребенок почувствует себя лучше и сможет быстрее адаптироваться к школе.
Что почитать?
Анна Мирошина. Адаптация родителей к школе
Автор, педагог более чем с 20-летним стажем, знает школьную систему изнутри. Она написала эту книгу, чтобы помочь не только детям, но и родителям подготовиться к первому классу. Прочитав ее, вы сможете сформировать правильный моральный настрой, преодолеть собственные негативные установки, связанные с учебой, научиться сотрудничать с учителями и эффективно поддерживать ребенка в трудные моменты.
Марина Аромштам. Как решать проблемы воспитания, не теряя самообладания
Книга отвечает на распространенные вопросы родителей, даже спорные и неудобные: как реагировать на ранние проявления детской сексуальности, откуда берутся пугающие и жестокие фантазии у детей и каким образом сказывается на ребенке развод родителей. В книге также уделяется внимание психологическому состоянию взрослых в процессе воспитания. Она поможет вам пройти дошкольные кризисы ребенка легче, спокойнее и без чувства вины.
Юлия Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как?
Это знаменитое пособие по детской психологии мы советуем не только родителям будущих первоклассников, потому что здоровые детско-родительские отношения важны в любом возрасте, и никогда не поздно начать их строить. Автор разбирает и анализирует реальные ситуации, в которых многие читатели смогут узнать себя, а еще дает задания для домашней практики.
Что читать с ребенком?
Марина Панфилова. Лесная школа
Цикл терапевтических сказок о зверятах-школьниках затрагивает важные вопросы: адаптация к учебному процессу, конфликты между детьми, ложь, воровство, здоровье, отношение к учебе, лень, списывание и домашние задания.
Мария Бершадская. Большая маленькая девочка
Серия добрых рассказов про первоклассницу Женю, которая сначала выросла снаружи, а потом стала расти внутренне. На протяжении 12 историй она на глазах у читателей меняется, проживает разные эмоции и взрослеет.
Виктория Ледерман. Уроков не будет!
Сборник веселых и поучительных рассказов про учеников начальной школы, которым многое предстоит узнать и многому научиться. Автор затрагивает такие темы, как школьный буллинг, отношения ребенка с педагогами и родителями, нежелание первоклассников учиться.
Ульф Нильсон. Один на сцене
Рассказ о том, как преодолеть стеснение и боязнь выступать на публике. Эти чувства знакомы многим детям, которые впервые идут в школу, ведь там нужно знакомиться с новыми людьми, выходить к доске, отвечать перед всем классом. Книга не только про страх сцены, но и про социализацию ребенка в целом.
Ирина Пивоварова. О чем думает моя голова
Легкие и смешные рассказы от лица девочки Люси о ее жизни, учебе, друзьях, семье, мыслях, фантазиях и мечтах. Несмотря на то, что книга написана в советские годы, современным детям она тоже будет интересна, ведь в ней собраны ситуации, которые знакомы каждому школьнику.
Читайте также