Подростковый кризис заслужил репутацию "великого и ужасного". Родители с тревогой ждут его наступления, учителя твердят о "трудных" и неуправляемых подростках. Масла в огонь подливают и литература с кинематографом, где подростки чаще всего предстают странными, взбалмошными, дерзкими, а порой еще очень жестокими и беспощадными.
Действительно ли подростковый возраст так тяжело воспринимается и самим ребенком, и окружающими? Предлагаем разобраться в этой статье. Рассмотрим, как и почему меняется поведение подростка, сколько продолжается кризисный период и что можно сделать, чтобы его облегчить.
Сроки и стадии кризиса
Временные рамки подросткового периода достаточно продолжительные — с 10-13 до 17-18 лет. Но это не значит, что на протяжении нескольких лет кризис протекает с одинаковой интенсивностью. Автор теории возрастных кризисов Л.С. Выготский выделил три фазы внутри этого этапа:
- 10-11 лет — предкризисная, или негативная фаза, когда происходит ломка старой системы взаимоотношений ребенка со взрослыми, проявляются первые признаки отрицания, сопротивления, непослушания, но к глобальным изменениям он еще не готов;
- 13-15 лет — кризисная фаза, максимально острый и конфликтный период, в ходе которого ребенок взрослеет: формирует новые способы взаимодействия с миром, меняет отношение к себе и другим, демонстративно отстаивает свое мнение, права, потребности, стремится вырваться из-под родительского контроля;
- 17-18 лет — посткризисная, или позитивная фаза, которая характеризуется более спокойным и осознанным поведением подростка. Он заканчивает школу, поступает или не поступает в ВУЗ, возможно, начинает зарабатывать, вступает в первые романтические отношения. В это время ему открываются первые радости и сложности, связанные с долгожданной свободой и самостоятельностью, формируются и укрепляются главные жизненные ценности, интересы, приоритеты.
Сколько продлится и насколько ярко будет выражена каждая фаза, сказать трудно. Все зависит от особенностей психики ребенка, реакции родителей на его изменившееся поведение и результатов предыдущих возрастных кризисов.
Как распознать подростковый кризис?
На наступление кризиса указывают следующие "симптомы":
- отдаление от родителей — приоритетом становятся друзья и компания, а семья отходит на второй план;
- ухудшение отношений с семьей (споры, скандалы, протесты, нежелание подчиняться требованиям);
- ревностное отношение к личному пространству и вещам;
- вызывающее поведение в общественных местах с целью самоутверждения (хамство, мат, курение, употребление алкоголя и т.д.);
- максимализм и категоричность в суждениях и высказываниях (все или ничего, черное или белое);
- проблемы с самооценкой, неуверенность в себе;
- замкнутость, угрюмость, стремление к уединению;
- повышенная тревожность, уязвимость, потребность в поддержке (правда, сам подросток это часто отрицает);
- желание выражать свои чувства: многие начинают вести дневники, писать стихи, рассказы;
- первая влюбленность, которую подросток переживает очень ярко и бурно, а расставание воспринимает как трагедию;
- резкие эмоциональные "качели" без видимых причин;
- усиление интереса к внешности, эксперименты со стилем и болезненное отношение к критике в этой области;
- рассеянность, сонливость, трудности с запоминанием и концентрацией внимания;
- проблемы с оценками, отсутствие учебной мотивации;
- появление новых интересов, которые занимают место учебы (музыка, кино, спорт, компьютерные игры, психология, субкультуры, блогерство и т.д.).
Однако кризис может пойти и по другому сценарию. Если совокупность описанных выше признаков можно охарактеризовать как кризис независимости, в противоположность ему может возникнуть кризис зависимости. В этом случае ребенок не стремится к свободе, не конфликтует и не провоцирует родителей, во всем слушается.
Понятно, что для родителей такой путь более удобен и прост, но для становления личности он не так уж хорош. По сути, ребенок остается в детской позиции, как бы говоря своим поведением: "Я не хочу быть взрослым и решать сам, поэтому вы будете делать это за меня". Тут возможны два варианта развития событий: либо такое состояние затянется надолго, перерастет в инфантилизм и страх самостоятельности во взрослой жизни, либо кризис проявится позже, в более старшем возрасте, и будет проходить более болезненно и тяжело.
Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
Возрастные психологи отмечают, что у девочек половое созревание, а значит, и кризис начинается примерно в 10-11 лет. Внешне он выражается не очень ярко. Это связано с тем, что психика девочек более гибкая, поэтому они легче, чем мальчики, адаптируются к разным обстоятельствам. Конечно, у девочек тоже бывают перепады настроения и вспышки агрессии, но обычно они хорошо ладят со взрослыми, с ними легко договориться. Девочки менее склонны к конфликтам, ответственны в плане учебы, уважают авторитет старших и не вызывают недовольства у учителей.
А вот внутренний мир девочек-подростков полон сложных и противоречивых переживаний, которые сосредоточены вокруг внешности. С одной стороны, им хочется выделяться, быть в центре внимания, нравиться мальчикам. Они начинают следить за модой, броско одеваются, ярко красятся, меняют украшения, прически и цвет волос. В попытке усовершенствовать свой образ девочки также подражают взрослым женщинам, находят кумиров среди знаменитостей и стремятся быть похожими на них.
С другой стороны, девочки-подростки часто недовольны своей внешностью. Их смущают быстрые изменения в теле, формирование женственной фигуры. Они сравнивают себя с подругами, звездами шоу-бизнеса, блогерами из соцсетей и, конечно, проигрывают им. Преувеличение своих недостатков и несоответствие идеальным стандартам красоты порождают в душе неуверенность, застенчивость, страх быть отвергнутой из-за внешности и другие комплексы.
Ситуация осложняется тем, что именно в это время девочки впервые влюбляются. Если чувство безответное, это усиливает тяжесть кризиса: могут возникнуть серьезные проблемы с самооценкой, замкнутость, депрессия.
Мамам девочек-подростков особенно важно сохранять контакт и доверительные отношения с дочерьми, обсуждать их проблемы и переживания. Если у дочки есть интерес к интимным темам, нужно честно, без лишнего стеснения, но в то же время мягко и аккуратно поговорить об этой стороне жизни.
А что же происходит у мальчиков? Для них переходный возраст наступает чуть позже, в 12-13 лет, и протекает он так, что не заметить сложно. Причина кроется в физиологии — в организме повышается выработка тестостерона, который стимулирует конкурентное поведение и проявление агрессии, характерное для мужчин. Поэтому мальчики часто ввязываются в драки с ровесниками, ведут себя грубо со старшими, идут на конфликт, совершают необдуманные поступки. К тому же, как мы уже отмечали выше, эмоционально мальчики менее стабильны, отсюда и повышенная раздражительность, злость, ярость и другие бурные реакции.
В этот период у мальчиков обычно ухудшается успеваемость, но при этом у них чаще, чем у девочек, появляются новые устойчивые интересы: музыка, спорт, техника, программирование и т.д.
Так же, как и девочки, мальчики-подростки стремятся копировать поведение и стиль жизни взрослых мужчин, но мотивация у них другая. Прежде всего, они хотят, чтобы их воспринимали как равных. Правда, взрослость и самостоятельность подростки понимают по-своему. Для них это возможность "быть крутыми": курить, употреблять алкоголь, нецензурно выражаться, приходить домой поздно, ни перед кем не отчитываться и т.д.
Отношение к противоположному полу у мальчиков тоже проявляется по-другому. Да, они хотят быть привлекательными, хотят взаимной симпатии, но их интерес в этом возрасте больше с сексуальной составляющей, а не с романтической, как у девочек. Они чаще обсуждают интимные темы между собой, ищут ответы на волнующие вопросы в Интернете и у старших друзей. Поэтому родителям мальчиков тоже нужно открыто и честно обсуждать с сыновьями деликатные темы: секс, безопасность, беременность и т.д.
Причины кризиса
Изменение социальной ситуации развития. В подростковом возрасте этот процесс обусловлен как внешними, так и внутренними причинами. К внешним относятся чрезмерный контроль и опека со стороны взрослых. Подросток хочет самостоятельности, но понимает, что во многих ситуациях по-прежнему зависит от родителей, что вызывает противоречие, отчуждение и конфликты.
Внутренние причины связаны с глобальной перестройкой организма и появлением чувства взрослости, которое является характерной особенностью переходного периода. Физиологическое созревание происходит быстрее психологического, эмоционального, интеллектуального и социального. Подросток может выглядеть, чувствовать и относиться к себе, как к взрослому, но он еще не готов вести соответствующий образ жизни. Представление о том, что такое быть взрослым на самом деле, формируется у него постепенно, на это требуется время.
Ведущими видами деятельности для подростка становятся общение со сверстниками и социально значимый труд, которые тесно связаны. Нуждаясь в самоутверждении и признании, подросток стремится найти дело, в котором он видит личностный смысл, может проявить свои способности, таланты и стать популярным среди одноклассников и друзей. Это может быть как учеба, так и общественная внешкольная работа, КВН, спорт, творчество и т.д.
Главный критерий — такая деятельность должна цениться в окружении подростка. Если он вступил в компанию, где поощряется девиантное поведение (хулиганство, употребление спиртного, воровство и т.д.), он будет поддерживать эти правила, потому что очень уязвим перед давлением группы и боится не получить место в ней либо потерять его.
Психические новообразования, которые появляются в подростковом возрасте, затрагивают все стороны личности.
Формирование абстрактно-логического мышления. Подросток учится размышлять о себе и о мире, разных ситуациях явлениях, обобщать и делать выводы, у него появляется потребность иметь свою точку зрения по любому вопросу и высказывать ее.
Переоценка ценностей, личностное и профессиональное самоопределение. Происходит формирование идеалов, нравственных убеждений, жизненных планов, привязанностей. Подросток словно находится на перепутье и решает, какие ценности, принципы, опоры и стратегии взять во взрослую жизнь, а какие оставить в детстве.
Важно отметить, что в этом возрасте его взгляды еще не очень устойчивы и могут меняться под влиянием внешних факторов. Многое зависит от образцов поведения и отношений, которые подросток видит в семье, школе, на улице и в кругу друзей, встречает в художественных произведениях (книги, музыка, фильмы и т.д.).
Развитие самосознания. Появляется интерес к собственной личности и способность к рефлексии. Подросток осмысляет и оценивает свои поступки, поведение, качества, навыки, возможности и недостатки. С развитием самосознания складывается Я-концепция — система представлений о себе и своих индивидуальных особенностях, которая во многом повлияет на взрослую жизнь подростка.
Как справиться с кризисом?
Доверяйте. Предоставьте подростку чуть больше свободы и личного пространства, не отслеживайте каждый шаг. Позвольте ему самому делать то, с чем он может справиться: сходить в магазин, получить паспорт, записаться к врачу, найти дорогу в незнакомом районе города.
Будьте частью его жизни. Проявляйте интерес к увлечениям, друзьям, проблемам, успехам, желаниям подростка, спрашивайте его мнение по разным вопросам. Еще лучше, если вы найдете совместные занятия и хобби, которые позволят проводить время вместе и делиться эмоциями.
Ищите компромиссы. Не пытайтесь "прогнуть" ребенка под себя и настоять на своем во что бы то ни стало, это путь к конфликтам и агрессии. Лучше выбрать гибкий подход и учиться договариваться, учитывая интересы обеих сторон. Например, установите правило: подросток может пойти гулять после школы, но только при условии, что к вечеру уроки будут сделаны.
Поддерживайте контакт. Разговаривайте на любые темы, даже трудные и "стыдные". Давайте ребенку возможность выговориться, умейте слушать, не критикуя и не обесценивая его переживания, помогайте проживать разные эмоции. Психологи также советуют общаться с подростком в соцсетях — это знакомая ему территория, где может быть проще раскрыться и обсудить что-то.
Оставайтесь взрослым. Не стремитесь быть подростку лучшим другом, для этого у него есть сверстники. Детско-родительские отношения, в отличие от дружеских, изначально неравноправны, в них другое распределение ролей. Вы старше, мудрее, опытнее, а значит, именно вы являетесь тем авторитетом, который устанавливает правила, нормы и границы, обеспечивает безопасность и заботу.
Сохраняйте эмоциональное равновесие. Не вступайте с подростком в споры на повышенных тонах, как бы ни хотелось. Вы должны быть спокойными, доброжелательными, но твердыми в своей позиции. Как писал Дональд Винникотт, детский психиатр и психоаналитик, задача родителей подростка заключается в том, чтобы выжить, т.е. самим не разрушиться эмоционально. Поэтому уделяйте внимание и время не только ребенку, но и себе, партнеру, своим интересам, самореализации и отдыху.
А вот 10 "НЕ" для родителей, которые стоит соблюдать, если хотите сохранить отношения с подростком после кризиса:
- не читать нотации и не поучать;
- не шутить над его внешностью;
- не делать замечания в присутствии других людей, особенно друзей;
- не поддаваться на провокации и не отвечать агрессией на агрессию;
- не запрещать что-либо без объяснения причин;
- не оставлять наедине с его проблемами;
- не игнорировать его мнение и желания, не относиться как к маленькому;
- не осуждать, не стыдить и не обвинять подростка за его поведение, потребности и чувства;
- не использовать против него информацию, которой он с вами поделился;
- не контролировать тотально: не проверять телефон, соцсети, не требовать отчета обо всех действиях и передвижениях.
Кризис буквально означает "поворотный пункт". Это не беда, не нарушение и не болезнь, а просто переход от одного этапа к другому, в данном случае — от детства к взрослой жизни. Это важный момент в жизни ребенка, и лучшее, что можно сейчас для него сделать, — любить, уважать и бережно направлять его на этом пути, чтобы он учился быть самостоятельным, свободным и счастливым взрослым человеком.
Как понять, что кризис миновал?
Психологи считают, что об успешном прохождении кризиса говорят следующие результаты, достигнутые к 17-18 годам:
- сепарация от родителей с сохранением хороших отношений;
- индивидуализация и принятие себя (нахождение ответов на вопросы "Кто я такой?", "Что из себя представляю?");
- успешное установление новых социальных связей, появление друзей;
- зрелое и ответственное поведение;
- интеграция в общество: выбор профессии и своего жизненного пути.
Когда нужна помощь специалиста?
Если нервная система подростка не справляется с нагрузками, кризис может стать затяжным и привести к следующим осложнениям:
- расстройства психики: неврозы, заикание, тики, фобии, психопатии, обсессивно-компульсивное или тревожное расстройство, депрессия;
- поведенческие нарушения: постоянные истерики, отсутствие интересов и стремлений, нежелание общаться с ровесниками, самовольные уходы из дома, воровство и другие криминальные наклонности, зависимости, суицидальное поведение.
Родители не всегда могут оказать ребенку необходимую поддержку в этот период. Если заметили тревожные признаки в поведении подростка, стоит обратиться за помощью к психологу.
Что почитать?
Родителям
Адель Фабер, Элейн Мазлиш. Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили
Мировой бестселлер, ставший настоящим "учебником" по общению с подростком, поможет родителям научиться говорить о сложном, мирно решать конфликты и поддерживать хорошие отношения в семье.
Юлия Гиппенрейтер. Воспитание подростка
Книга известного детского и семейного психолога на конкретных примерах и ситуациях из практики показывает, как вести себя с выросшими детьми и помочь им пережить период взросления.
Джули Литкотт-Хеймс. Отпустите их. Как подготовить детей к взрослой жизни
Автор, 10 лет проработавшая с молодежью и сама воспитывающая двух подростков, пишет о вреде гиперопеки и предлагает другие способы воспитания, которые помогут детям стать более самостоятельными и не бояться окружающего мира.
Эвелин Кроне. О чем он вообще думает?
Научно-популярная книга когнитивного нейробиолога поможет понять, как работает мозг подростка и какие огромные внутренние резервы для саморазвития и обучения в нем скрыты. Издание также содержит советы для родителей и педагогов.
Подросткам
Лия Шарова. Я подросток. Краткий курс выживания
Книга, написанная на понятном подросткам языке, поднимает актуальные для этого возраста темы: отношения с родителями, травля, уверенность в себе, безопасность, соцсети, депрессия, зависимости и т.д.
Виктория Ледерман. Первокурсница
Читатели узнают о нескольких месяцах из жизни юной студентки Саши, которые вмещают так много событий: первая любовь и страдания, трудности в общении с родителями, вечеринки и приключения с друзьями, ошибки и радости взрослой жизни знакомые многим девушкам и юношам.
Юлия Кузнецова. Первая работа
Трилогия о пятнадцатилетней Маше, которая учится в школе, но уже сама становится репетитором по испанскому языку для маленькой ученицы. Это психологическая повесть не только о работе, но еще и о понимании других людей, осуществлении мечты, подростковых проблемах и тревогах.
Читайте также
Возрастные кризисы у ребенка: что нужно знать родителям?