# #
+7 (495) 230-14-78 пн-пт 10:00 - 18:00

Подростковый кризис заслужил репутацию "великого и ужасного". Родители с тревогой ждут его наступления, учителя твердят о "трудных" и неуправляемых подростках. Масла в огонь подливают и литература с кинематографом, где подростки чаще всего предстают странными, взбалмошными, дерзкими, а порой еще очень жестокими и беспощадными.

Действительно ли подростковый возраст так тяжело воспринимается и самим ребенком, и окружающими? Предлагаем разобраться в этой статье. Рассмотрим, как и почему меняется поведение подростка, сколько продолжается кризисный период и что можно сделать, чтобы его облегчить.

Сроки и стадии кризиса

Временные рамки подросткового периода достаточно продолжительные — с 10-13 до 17-18 лет. Но это не значит, что на протяжении нескольких лет кризис протекает с одинаковой интенсивностью. Автор теории возрастных кризисов Л.С. Выготский выделил три фазы внутри этого этапа:

  1. 10-11 лет — предкризисная, или негативная фаза, когда происходит ломка старой системы взаимоотношений ребенка со взрослыми, проявляются первые признаки отрицания, сопротивления, непослушания, но к глобальным изменениям он еще не готов;
  2. 13-15 лет — кризисная фаза, максимально острый и конфликтный период, в ходе которого ребенок взрослеет: формирует новые способы взаимодействия с миром, меняет отношение к себе и другим, демонстративно отстаивает свое мнение, права, потребности, стремится вырваться из-под родительского контроля;
  3. 17-18 лет — посткризисная, или позитивная фаза, которая характеризуется более спокойным и осознанным поведением подростка. Он заканчивает школу, поступает или не поступает в ВУЗ, возможно, начинает зарабатывать, вступает в первые романтические отношения. В это время ему открываются первые радости и сложности, связанные с долгожданной свободой и самостоятельностью, формируются и укрепляются главные жизненные ценности, интересы, приоритеты.

Сколько продлится и насколько ярко будет выражена каждая фаза, сказать трудно. Все зависит от особенностей психики ребенка, реакции родителей на его изменившееся поведение и результатов предыдущих возрастных кризисов.  

Как распознать подростковый кризис?

На наступление кризиса указывают следующие "симптомы":

  1. отдаление от родителей — приоритетом становятся друзья и компания, а семья отходит на второй план;
  2. ухудшение отношений с семьей (споры, скандалы, протесты, нежелание подчиняться требованиям);
  3. ревностное отношение к личному пространству и вещам;
  4. вызывающее поведение в общественных местах с целью самоутверждения (хамство, мат, курение, употребление алкоголя и т.д.);
  5. максимализм и категоричность в суждениях и высказываниях (все или ничего, черное или белое);
  6. проблемы с самооценкой, неуверенность в себе;
  7. замкнутость, угрюмость, стремление к уединению;
  8. повышенная тревожность, уязвимость, потребность в поддержке (правда, сам подросток это часто отрицает);
  9. желание выражать свои чувства: многие начинают вести дневники, писать стихи, рассказы;
  10. первая влюбленность, которую подросток переживает очень ярко и бурно, а расставание воспринимает как трагедию;
  11. резкие эмоциональные "качели" без видимых причин;
  12. усиление интереса к внешности, эксперименты со стилем и болезненное отношение к критике в этой области;
  13. рассеянность, сонливость, трудности с запоминанием и концентрацией внимания;
  14. проблемы с оценками, отсутствие учебной мотивации;
  15. появление новых интересов, которые занимают место учебы (музыка, кино, спорт, компьютерные игры, психология, субкультуры, блогерство и т.д.).

Однако кризис может пойти и по другому сценарию. Если совокупность описанных выше признаков можно охарактеризовать как кризис независимости, в противоположность ему может возникнуть кризис зависимости. В этом случае ребенок не стремится к свободе, не конфликтует и не провоцирует родителей, во всем слушается.

Понятно, что для родителей такой путь более удобен и прост, но для становления личности он не так уж хорош. По сути, ребенок остается в детской позиции, как бы говоря своим поведением: "Я не хочу быть взрослым и решать сам, поэтому вы будете делать это за меня". Тут возможны два варианта развития событий: либо такое состояние затянется надолго, перерастет в инфантилизм и страх самостоятельности во взрослой жизни, либо кризис проявится позже, в более старшем возрасте, и будет проходить более болезненно и тяжело.

Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков

Возрастные психологи отмечают, что у девочек половое созревание, а значит, и кризис начинается примерно в 10-11 лет. Внешне он выражается не очень ярко. Это связано с тем, что психика девочек более гибкая, поэтому они легче, чем мальчики, адаптируются к разным обстоятельствам. Конечно, у девочек тоже бывают перепады настроения и вспышки агрессии, но обычно они хорошо ладят со взрослыми, с ними легко договориться. Девочки менее склонны к конфликтам, ответственны в плане учебы, уважают авторитет старших и не вызывают недовольства у учителей.

А вот внутренний мир девочек-подростков полон сложных и противоречивых переживаний, которые сосредоточены вокруг внешности. С одной стороны, им хочется выделяться, быть в центре внимания, нравиться мальчикам. Они начинают следить за модой, броско одеваются, ярко красятся, меняют украшения, прически и цвет волос. В попытке усовершенствовать свой образ девочки также подражают взрослым женщинам, находят кумиров среди знаменитостей и стремятся быть похожими на них.

С другой стороны, девочки-подростки часто недовольны своей внешностью. Их смущают быстрые изменения в теле, формирование женственной фигуры. Они сравнивают себя с подругами, звездами шоу-бизнеса, блогерами из соцсетей и, конечно, проигрывают им. Преувеличение своих недостатков и несоответствие идеальным стандартам красоты порождают в душе неуверенность, застенчивость, страх быть отвергнутой из-за внешности и другие комплексы.

Ситуация осложняется тем, что именно в это время девочки впервые влюбляются. Если чувство безответное, это усиливает тяжесть кризиса: могут возникнуть серьезные проблемы с самооценкой, замкнутость, депрессия.

Мамам девочек-подростков особенно важно сохранять контакт и доверительные отношения с дочерьми, обсуждать их проблемы и переживания. Если у дочки есть интерес к интимным темам, нужно честно, без лишнего стеснения, но в то же время мягко и аккуратно поговорить об этой стороне жизни.

А что же происходит у мальчиков? Для них переходный возраст наступает чуть позже, в 12-13 лет, и протекает он так, что не заметить сложно. Причина кроется в физиологии — в организме повышается выработка тестостерона, который стимулирует конкурентное поведение и проявление агрессии, характерное для мужчин. Поэтому мальчики часто ввязываются в драки с ровесниками, ведут себя грубо со старшими, идут на конфликт, совершают необдуманные поступки. К тому же, как мы уже отмечали выше, эмоционально мальчики менее стабильны, отсюда и повышенная раздражительность, злость, ярость и другие бурные реакции.

В этот период у мальчиков обычно ухудшается успеваемость, но при этом у них чаще, чем у девочек, появляются новые устойчивые интересы: музыка, спорт, техника, программирование и т.д.

Так же, как и девочки, мальчики-подростки стремятся копировать поведение и стиль жизни взрослых мужчин, но мотивация у них другая. Прежде всего, они хотят, чтобы их воспринимали как равных. Правда, взрослость и самостоятельность подростки понимают по-своему. Для них это возможность "быть крутыми": курить, употреблять алкоголь, нецензурно выражаться, приходить домой поздно, ни перед кем не отчитываться и т.д.

Отношение к противоположному полу у мальчиков тоже проявляется по-другому. Да, они хотят быть привлекательными, хотят взаимной симпатии, но их интерес в этом возрасте больше с сексуальной составляющей, а не с романтической, как у девочек. Они чаще обсуждают интимные темы между собой, ищут ответы на волнующие вопросы в Интернете и у старших друзей. Поэтому родителям мальчиков тоже нужно открыто и честно обсуждать с сыновьями деликатные темы: секс, безопасность, беременность и т.д.

Причины кризиса

Изменение социальной ситуации развития. В подростковом возрасте этот процесс обусловлен как внешними, так и внутренними причинами. К внешним относятся чрезмерный контроль и опека со стороны взрослых. Подросток хочет самостоятельности, но понимает, что во многих ситуациях по-прежнему зависит от родителей, что вызывает противоречие, отчуждение и конфликты. 

Внутренние причины связаны с глобальной перестройкой организма и появлением чувства взрослости, которое является характерной особенностью переходного периода. Физиологическое созревание происходит быстрее психологического, эмоционального, интеллектуального и социального. Подросток может выглядеть, чувствовать и относиться к себе, как к взрослому, но он еще не готов вести соответствующий образ жизни. Представление о том, что такое быть взрослым на самом деле, формируется у него постепенно, на это требуется время.

Ведущими видами деятельности для подростка становятся общение со сверстниками и социально значимый труд, которые тесно связаны. Нуждаясь в самоутверждении и признании, подросток стремится найти дело, в котором он видит личностный смысл, может проявить свои способности, таланты и стать популярным среди одноклассников и друзей. Это может быть как учеба, так и общественная внешкольная работа, КВН, спорт, творчество и т.д.

Главный критерий — такая деятельность должна цениться в окружении подростка. Если он вступил в компанию, где поощряется девиантное поведение (хулиганство, употребление спиртного, воровство и т.д.), он будет поддерживать эти правила, потому что очень уязвим перед давлением группы и боится не получить место в ней либо потерять его. 

Психические новообразования, которые появляются в подростковом возрасте, затрагивают все стороны личности.

Формирование абстрактно-логического мышления. Подросток учится размышлять о себе и о мире, разных ситуациях явлениях, обобщать и делать выводы, у него появляется потребность иметь свою точку зрения по любому вопросу и высказывать ее.

Переоценка ценностей, личностное и профессиональное самоопределение. Происходит формирование идеалов, нравственных убеждений, жизненных планов, привязанностей. Подросток словно находится на перепутье и решает, какие ценности, принципы, опоры и стратегии взять во взрослую жизнь, а какие оставить в детстве.

Важно отметить, что в этом возрасте его взгляды еще не очень устойчивы и могут меняться под влиянием внешних факторов. Многое зависит от образцов поведения и отношений, которые подросток видит в семье, школе, на улице и в кругу друзей, встречает в художественных произведениях (книги, музыка, фильмы и т.д.).

Развитие самосознания. Появляется интерес к собственной личности и способность к рефлексии. Подросток осмысляет и оценивает свои поступки, поведение, качества, навыки, возможности и недостатки. С развитием самосознания складывается Я-концепция — система представлений о себе и своих индивидуальных особенностях, которая во многом повлияет на взрослую жизнь подростка.

Как справиться с кризисом?

Доверяйте. Предоставьте подростку чуть больше свободы и личного пространства, не отслеживайте каждый шаг. Позвольте ему самому делать то, с чем он может справиться: сходить в магазин, получить паспорт, записаться к врачу, найти дорогу в незнакомом районе города. 

Будьте частью его жизни. Проявляйте интерес к увлечениям, друзьям, проблемам, успехам, желаниям подростка, спрашивайте его мнение по разным вопросам. Еще лучше, если вы найдете совместные занятия и хобби, которые позволят проводить время вместе и делиться эмоциями.

Ищите компромиссы. Не пытайтесь "прогнуть" ребенка под себя и настоять на своем во что бы то ни стало, это путь к конфликтам и агрессии. Лучше выбрать гибкий подход и учиться договариваться, учитывая интересы обеих сторон. Например, установите правило: подросток может пойти гулять после школы, но только при условии, что к вечеру уроки будут сделаны.

Поддерживайте контакт. Разговаривайте на любые темы, даже трудные и "стыдные". Давайте ребенку возможность выговориться, умейте слушать, не критикуя и не обесценивая его переживания, помогайте проживать разные эмоции. Психологи также советуют общаться с подростком в соцсетях — это знакомая ему территория, где может быть проще раскрыться и обсудить что-то.

Оставайтесь взрослым. Не стремитесь быть подростку лучшим другом, для этого у него есть сверстники. Детско-родительские отношения, в отличие от дружеских, изначально неравноправны, в них другое распределение ролей. Вы старше, мудрее, опытнее, а значит, именно вы являетесь тем авторитетом, который устанавливает правила, нормы и границы, обеспечивает безопасность и заботу.

Сохраняйте эмоциональное равновесие. Не вступайте с подростком в споры на повышенных тонах, как бы ни хотелось. Вы должны быть спокойными, доброжелательными, но твердыми в своей позиции. Как писал Дональд Винникотт, детский психиатр и психоаналитик, задача родителей подростка заключается в том, чтобы выжить, т.е. самим не разрушиться эмоционально. Поэтому уделяйте внимание и время не только ребенку, но и себе, партнеру, своим интересам, самореализации и отдыху.

А вот 10 "НЕ" для родителей, которые стоит соблюдать, если хотите сохранить отношения с подростком после кризиса:

  1. не читать нотации и не поучать;
  2. не шутить над его внешностью;
  3. не делать замечания в присутствии других людей, особенно друзей;
  4. не поддаваться на провокации и не отвечать агрессией на агрессию;
  5. не запрещать что-либо без объяснения причин;
  6. не оставлять наедине с его проблемами;
  7. не игнорировать его мнение и желания, не относиться как к маленькому;
  8. не осуждать, не стыдить и не обвинять подростка за его поведение, потребности и чувства;
  9. не использовать против него информацию, которой он с вами поделился;
  10. не контролировать тотально: не проверять телефон, соцсети, не требовать отчета обо всех действиях и передвижениях.
Кризис буквально означает "поворотный пункт". Это не беда, не нарушение и не болезнь, а просто переход от одного этапа к другому, в данном случае — от детства к взрослой жизни. Это важный момент в жизни ребенка, и лучшее, что можно сейчас для него сделать, — любить, уважать и бережно направлять его на этом пути, чтобы он учился быть самостоятельным, свободным и счастливым взрослым человеком.

Как понять, что кризис миновал?

Психологи считают, что об успешном прохождении кризиса говорят следующие результаты, достигнутые к 17-18 годам:

  1. сепарация от родителей с сохранением хороших отношений;
  2. индивидуализация и принятие себя (нахождение ответов на вопросы "Кто я такой?", "Что из себя представляю?");
  3. успешное установление новых социальных связей, появление друзей;
  4. зрелое и ответственное поведение;
  5. интеграция в общество: выбор профессии и своего жизненного пути. 

Когда нужна помощь специалиста?

Если нервная система подростка не справляется с нагрузками, кризис может стать затяжным и привести к следующим осложнениям:

  1. расстройства психики: неврозы, заикание, тики, фобии, психопатии, обсессивно-компульсивное или тревожное расстройство, депрессия; 
  2. поведенческие нарушения: постоянные истерики, отсутствие интересов и стремлений, нежелание общаться с ровесниками, самовольные уходы из дома, воровство и другие криминальные наклонности, зависимости, суицидальное поведение. 

Родители не всегда могут оказать ребенку необходимую поддержку в этот период. Если заметили тревожные признаки в поведении подростка, стоит обратиться за помощью к психологу. 

Что почитать?

Родителям

Адель Фабер, Элейн Мазлиш. Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили

Мировой бестселлер, ставший настоящим "учебником" по общению с подростком, поможет родителям научиться говорить о сложном, мирно решать конфликты и поддерживать хорошие отношения в семье.

Юлия Гиппенрейтер. Воспитание подростка

Книга известного детского и семейного психолога на конкретных примерах и ситуациях из практики показывает, как вести себя с выросшими детьми и помочь им пережить период взросления.

Джули Литкотт-Хеймс. Отпустите их. Как подготовить детей к взрослой жизни

Автор, 10 лет проработавшая с молодежью и сама воспитывающая двух подростков, пишет о вреде гиперопеки и предлагает другие способы воспитания, которые помогут детям стать более самостоятельными и не бояться окружающего мира.

Эвелин Кроне. О чем он вообще думает?

Научно-популярная книга когнитивного нейробиолога поможет понять, как работает мозг подростка и какие огромные внутренние резервы для саморазвития и обучения в нем скрыты. Издание также содержит советы для родителей и педагогов.

Подросткам

Лия Шарова. Я подросток. Краткий курс выживания

Книга, написанная на понятном подросткам языке, поднимает актуальные для этого возраста темы: отношения с родителями, травля, уверенность в себе, безопасность, соцсети, депрессия, зависимости и т.д.

Виктория Ледерман. Первокурсница

Читатели узнают о нескольких месяцах из жизни юной студентки Саши, которые вмещают так много событий: первая любовь и страдания, трудности в общении с родителями, вечеринки и приключения с друзьями, ошибки и радости взрослой жизни знакомые многим девушкам и юношам.

Юлия Кузнецова. Первая работа

Трилогия о пятнадцатилетней Маше, которая учится в школе, но уже сама становится репетитором по испанскому языку для маленькой ученицы. Это психологическая повесть не только о работе, но еще и о понимании других людей, осуществлении мечты, подростковых проблемах и тревогах.

Читайте также

Возрастные кризисы у ребенка: что нужно знать родителям?

Кризис первого года жизни

Кризис трех лет у ребенка

Кризис семи лет у ребенка: советы родителям

Больше статей на Дзен

Похожие статьи

Как получить бесплатную путевку в детский лагерь
Как получить бесплатную путевку в детский лагерь
Детский лагерь сегодня — это не просто место, куда отправляют детей, чтобы они не слонялись без дела на каникулах, это уже давно полезный и развивающий досуг. К сожалению, многим родителям не хватает денег, чтобы отправить ребенка на детский отдых в...
Лучшие летние лагеря для детей 2025
Лучшие летние лагеря для детей 2025
Сколько времени тратит родитель на поиск летнего лагеря для своего ребенка, чтобы тому было чем заняться на каникулах? Вечер, два, а может быть неделю? Бесконечные переходы с сайта на сайт, сравнение программ и цен, звонки администраторам, а еще отзы...
Питание в детском лагере
Питание в детском лагере
Отдых в лагере для многих ребят — настоящее приключение с сюжетно-ролевыми играми, квестами, спортом, походами, а для какого-то, наоборот учебой, подготовкой к экзаменам, олимпиадам, изучением английского. На активное участие в программе, независимо...

Подпишитесь и узнавайте первыми о наших самых горячих путёвках!